История Николаева: Транспортные проблемы Николаева перед войной
Эта заметка в николаевской газете «Шлях індустріалізації» была опубликована в 1937 году. 80 лет назад ни Терновка, ни Богоявленск, ни другие сёла, указанные в статье, не входили в состав города Николаева.
Но многие жители этих районов работали на городских предприятиях, как работают и сейчас. Транспортная система тогда требовала немедленного пересмотра, перерасчета, планирования, модернизации, обновления. Как и сегодня…
Расширить транспортную связь
Город Николаев представляет собою крупный промышленный центр, который насчитывает рабочих и служащих, занятых только в промышленности и на транспорте – более 40 000 человек. Из этого числа, в пригородных селах живет около 10 000 человек. Хорошо налаженная транспортная связь города с пригородными селами имеет исключительное значение.
За годы первых двух пятилеток в этом направлении сделано немало: заново построены железнодорожные пути Николаев (Марти (сейчас – ЧСЗ)) - Богоявленск, Николаев – Грейгово. По этим путям регулярно курсируют пригородные поезда.
Значительно расширены пароходные связи по реке Буг. Установлено автобусное движение Николаев – Терновка, Николаев – Водопой.
Но существующее транспортное сообщение пригородных сел с городом в условиях огромного роста благосостояния и культурных запросов трудящихся города и деревни не может удовлетворить и трудящихся и предприятия. Плохо налаженная связь отражается в индустрии нашего города.
В чем заключаются недостатки транспортной связи? Пароходы и катера, обслуживающих пригородные села, расположенные по реке Буг, – на все время навигации не приспособлены для культурного обслуживания пассажиров.
Почти все деревни, которые обслуживаются пароходами, не имеют причалов, за исключением нескольких – Богоявленск и другие.
Во время зимы, когда навигация закрывается (примерно 4 месяца) рабочие, живущие в пригородных селах – Баловное, Матвеевка, Большая и Малая Коренихи, Святотроицкое, Лупарево, Александровка и другие – вынуждены ходить пешком на расстоянии 12-30 километров.
Автобусное сообщение с пригородными селами Водопой – Терновка настолько ограничено, что большая часть рабочих и служащих вынуждены идти пешком на расстоянии 6-10 километров.
Оборудованные помещения на станции завода им. А. Марти не обеспечивают растущих потребностей культурного обслуживания пассажиров. Они не могут обеспечить обслуживание более 1.200 человека пассажиров, живущих в Богоявленске.
Осуществление во время навигации бесперебойного культурного обслуживания и перевозки рабочих и колхозников по р. Буг – важная задача.
Нужно установить водное сообщение по линии Николаев – Кульбакино, Баловное, Кирьяковка, Солониха, Сливино. По этой линии нужно, чтобы курсировали три парохода, которые брали по 230 мужчины. Линию Николаев – Большая Корениха должен обслуживать один пароход на 200 чел., Николаев - Малая Корениха – один пароход на 100 чел.
Для организации автобусного сообщения необходимо построить дороги, покрыть гравием: в направлении Николаев – Матвеевка, Баловное, Большая Корениха, Малая Корениха – общей протяженностью в 15 километров; Николаев – Широкая Балка – в 5 километров; Варваровка, Большая Корениха и Малая Корениха – на расстояние 15 километров.
Нужно приобрести для коммунального хозяйства не менее 25 автобусов.
Транспортную связь населения Водопоя с городом нужно организовать путем увеличения трамвайных путей города к центру села Водопой.
На станции завода им. А. Марти необходимо построить пассажирский вокзал, а также открыть товарную станцию для грузовых операций.
Городской совет должен добиться того, чтобы железная дорога, госпароходство, а также коммунотдел и райдоротдел Николаевского района предусмотрели в своих планах 3-й пятилетки указанные выше меры и добились их осуществления.
Диковский, плановик горплана.