История города: Первые николаевские элеваторы
1861 год незаметно для самого г. Николаева и его жителей стал началом новой эры в его развитии. Эры торговой, портовой, давшей новый и свежий глоток воздуха в виде значительного капитала, хлынувшего в него в связи с открытием в июле этого года в районе Поповой балки Коммерческого порта для внешней торговли.
Поставленный в тупик последствиями Крымской войны и Парижского мирного договора город, находившийся в глубокой депрессии, понемногу восстанавливался уже как торговый и промышленный капиталистический центр.
Порт стал развиваться. С самого начала определилось его, в основном, экспортное направление. Первый год существования прошел весьма скромно. Было вывезено товаров на сумму всего 136 тыс. руб. Но с каждым годом обороты росли. За первые десятилетия жизни порта обозначился основной вид экспортируемого товара – зерновые культуры - пшеница и рожь. Однако на начальном этапе Николаевскому порту не представилось возможным занять подобающее место в отпускной хлебной торговле ввиду незначительности хлебородного района, примыкавшего к нему. Своеобразным ускорителем его развития стала Харьково-Николаевская казенная железная дорога, которая в 1873 году, проложив первую в городе железнодорожную линию «Знаменка-Николаев», связавшую Николаев со всей остальной Империей, значительно расширила территорию сельскохозяйственных районов страны, которым стало выгодно выращивать и продавать зерно за границу. В основном это были губернии юга России – Херсонская, Екатеринославская, Полтавская, Киевская и Харьковская [1].
В 1874 уже пришлось строить вторую пристань в Поповой балке. А к концу XIX века Николаевский порт занимал третье место после Петербурга и Одессы по объёму торговли с иностранными государствами, а по экспорту зерна он занял лидирующее место в стране. [1]
Естественно, появились частные лица – предприниматели, и различные компании которые стали выкупать либо брать в аренду припортовые территории, в основном в районе улиц Мельничной и Заводской, которые стали активно застраиваться хлебными магазинами – складами для хранения зерна, ожидавшего своей очереди для погрузки на пароходы.
В 1880-1886 годах средний объем вывоза зерна из Николаевского Коммерческого порта составил 17847000 пудов в год. В период с 1887 по 1901 годы это количество составляло уже в среднем 49 млн. пудов в год. [2]
В связи с этим, уже в начале 1880 годов стал вопрос о необходимости постройки в Николаеве элеватора. Упоминания об этом имеются уже в Записке Николаевского городского головы В.А.Доценко о Николаевском коммерческом порте. [3].
В 1884 году начальником Харьково-Николаевской железной дороги, инженером В.Н.Печковским был предложен проект строительства для казенной железной дороги временных портовых приспособлений в четырех верстах от существующего порта, в местности, называемой Широкая балка. Проект предусматривал, что
«1) На Широкой балке должны быть устроены плавучие пристани с рельсовыми путями на них и с необходимыми механическими приспособлениями для грузки товаров.
2) К этим пристаням должна быть проложена отдельная железнодорожная ветвь от Знаменко-Николаевской линии.
3) Это устройство должно находиться в ведении Харьково-Николаевской железной дороги». [3]
В случае развития этого проекта центр тяжести хлебного отпуска переместился бы в Широкую балку и полукопеечный сбор, введенный ранее для «специальных портовых улучшений и на замощение путей, ведущих к порту» переместится бы в ведение железной дороги. И вероятнее всего первый Николаевский элеватор был бы воздвигнут именно в районе Широкой балки. Естественно, город не мог позволить себе подобную потерю и всячески противился этому, стремясь развивать объекты на своей территории.
Мнение городских властей было услышано и проект В.Н.Печковского не был утвержден к реализации. Но вопрос о строительстве элеватора достаточно часто муссировался в прессе и в предпринимательской среде как самого города, так и за его пределами. В 1889 году события начали набирать новые обороты. Это подтверждает тот факт, что 27 сентября 1889 года Николаевский городской голова Ф.Е. Кроун вынужден был обратиться к Николаевскому военному губернатору А.А.Пещурову. «Частные сведенья, а затем и газетные извещения о том же, что правительством «принят в принципе» проект устройства в Николаеве элеватора управлением Харьково-Николаевской железной дороги, сильно взволновали у нас, как причастных к делу экспорта, так и затративших капитал в недвижимую собственность и промышленные заведения» - говорилось в письме. «Означенная весть произвела на многих, можно сказать, панику. И эти повторяющиеся в Николаеве тревоги чрезвычайно вредно действуют на положение у нас всякого дела и кредита. Спокойная реализация недвижимой собственности, т.е. без жертв, стала уже немыслимой. О серьезных затратах на какое бы ни было дело никто не думает. Исключения как в том, так и в другом случаются, но благодаря лишь очевидно чрезвычайным обстоятельствам, как например получению молодым человеком наследства и тому подобное. Обычного же движения в деловой среде к устройству или переустройству какого-либо серьезного дела и к заключению более или менее серьезных сделок у нас уже не видно. Что касается собственно теперешней тревоги, то причина заключается в следующем. Сознавая пользу элеватора вообще, наше общество давно уже со страхом смотрело на проект элеватора Харьково-Николаевской железной дороги, так как бывший ея начальник проектировал устройство элеватора не в город, а в нескольких верстах от города, у Широкой Балки. Тогда такой проект объяснялся безнадежностью в делах устройства в нашей гавани, на Поповой балке, пристани соответствующей потребности экспорта. Наше городское управление сознавало справедливость сетований бывшего начальника железной дороги, но вместе с тем не было еще в состоянии произвести капитальное сооружение в своей гавани. Между тем правительство решило приспешить дело улучшения николаевского порта ассигнованием 170000 руб. из государственных средств.
Таким образом город наш отрешился от своего страха за свою участь. В настоящее время постройка гранитной пристани на протяжении 550 сажень приходит у нас уже к концу и вдруг появилась весть, что проект элеватора ХНЖД снова входит в очередь дел по устройству николаевского экспорта и что он уже принят в принцип. Для городского управления от это вести понятно, что самый выбор места, для элеватора еще не сделан, но в городском обществе многие настолько встревожены, что уже не в состоянии взвешивать каждое слово полученной вести. Однако и городское правление находит крайне необходимым именно в виду того, что место для элеватора еще не выбрано, просить Ваше Пр-во о возбуждении ходатайства пред господином министром внутренних дел касательно следующего.
Если действительно проект элеватора ХНЖД принят или принимается в принципе, то город Николаев, имея в господине министре внут.дел прямого охранителя нашего благосостояния, ходатайствует о том, чтобы интересы Харьково-Николаевской железной дороги устраивались без нарушения интересов нашего города. Теперь, когда пристань нашего порта уже не может считаться несоответствующей потребности экспорта, нет ни малейшей надобности в создании для железной дороги особой гавани на Широкой балки, если бы даже и не вытекало из этого разорение нашего города. Не только факт такого обособления действий железнодорожного элеватора вдали от города, но и самые толки об этом уже распространяются у нас спокойное течение деловой жизни. А потому городское правление ходатайствует о возможном скорейшем возвращении ему веры в прочность данного городу Николаеву положения всеми предыдущими распоряжениями правительства».[4]
На основании этого письма, 3 октября 1889 года вице-адмирал А.А.Пещуров обратился к министру финансов с заявлением о том, что: «По городу Николаеву упорно распространяются слухи, заимствуемые, между прочим из газетных извещений, что Правительством принят в принципе проект устройства в Николаеве элеватора управлением Харьково-Николаевской железной дороги; причем место для элеватора избрано будто бы не у вновь устроенного коммерческого порта, а на хуторе Широкая Балка, находящимся в нескольких верстах от города. Такое положение вызвало тревожное беспокойство среди торгового класса, а в особенности между домовладельцами и магазиновладельцами, затратившими большие деньги на устройство вблизи порта хлебных магазинов. Ввиду этого местный городской голова просит моего ходатайства в случае принятия Правительством проекта устройства Харьково-Николаевскою железною дорогою элеватора устроить таковой не на хуторе Широкая Балка, а у набережной коммерческого порта, на устройство которой правительство уже истратило миллионы. Признавая несомненную пользу элеватора для Николаевского коммерческого порта и присоединяясь к ходатайству николаевского Городского Головы, я имею честь просить Ваше Превосходительство уведомить меня и о продвижении дела…»[4]
Это обращение было принято в внимание в правительстве. Позиция и тревоги руководства города были услышаны, о чем свидетельствует ответ на него от 19 октября 1889 года, который гласил, что «вопрос о сооружении в Николаеве элеватора в непродолжительном времени будет внесен в Государственный Совет, при этом не предполагается ныне же предрешить вопрос о выборе места для его постройки в Николаеве, предоставив таковой выбор, - по воспоследовании разрешения в принцип на сооружении элеватора, - соглашению Министерства путей сообщения и финансов...» Также, для всестороннего обсуждения вопроса о выборе места для элеватора, предлагалось образовать в Николаеве комиссию из представителей Министерства путей сообщения и финансов, местной администрации, городского управления и Биржевого комитета.[4]
В конечном итоге 13 июня 1890 года, после неоднократных обсуждений, Государственным Советом был утвержден проект строительства элеватора на набережной Коммерческого порта между спусками улиц Мещанской и Садовой. Проект этого сооружения был разработан инженером Д.Д.Гнусиным. Он включал в себя два отдельных корпуса, состоящие каждый из закромного отделения (силосов) и кирпичной элеваторной башни, машинное здание, расположенное отдельно между обоими корпусами и котельное здание, находящееся за пределами портовой территории. [5, 6]
В начале 1891 года была осуществлена процедура отвода земли под данный объект [7] и уже в феврале того же года стартовали работы по постройке обоих корпусов зернохранилищ. Первый из них был окончен в ноябре 1892 года, другой, временно приостановленный постройкой - в марте 1893 года. Открытие действия первого корпуса последовало 10 февраля 1893 года. [6]
При его создании были использованы материалы и механическое оборудование, только отечественного происхождения и производства за исключением очистительных и сортировальных аппаратов, закупленных в США. Общая стоимость всех сооружений составила 831000 рублей. Вместимость обоих корпусов элеватора составляла 1760000 пудов пшеницы, (свыше 2800 вагонов). [5, 6] Это был достаточно современный и прогрессивный проект для своего времени.
Элеватор гармонично и быстро вжился в процесс экспорта зерна, который между тем значительно расширялся.
Уже в 1903 году из Николаевского порта на экспорт за год было вывезено 108 млн. пудов зерна (при общем грузообороте в 135 млн. пудов), а в 1908 году – 100 млн. пудов. В десятилетие с 1902 по 1911 гг из него отгружено 13,7 % от общего вывоза хлеба из Российской Империи.[1, 2] Он вышел на первой место в стране по этому показателю. Все эти цифры свидетельствуют о том, какая крупная доля участия принадлежала Николаеву в зерновом экспорте.
Погрузка из элеватора производилась быстро и дешево. В то время, как погрузка из обычных хлебных магазинов, велась достаточно долго и дорого ввиду выполнения ее ручным способом - с помощью наемных грузчиков. В основном их количество комплектовалось за счет русского и украинского населения города и постоянно прибывающих сельских жителей. Эти магазины располагались в основном на улицах Мельничной и Заводской, оборудованных железнодорожными путями. По состоянию на 1913 год их насчитывалось 98 штук, общей вместимостью 20515000 пудов зерна. Помимо этого, в то же время еще 80 хлебных магазинов общей вместимостью 7055000 пудов располагалось на хуторе Водопой, Шлагбаумском рынке, в с.Варваровка и Соляных.[1]
Мощностей одного элеватора в порту явно не хватало. Управление Харьково-Николаевской железной дороги пыталось предпринять меры по ускорению его работы и увеличению объемов отгружаемого на экспорт зерна. В 1905 году руководством дороги было предложено построить вдоль набережной элеватора воздушную галерею – конвейер на железных клепаных колоннах, который позволял бы производить передачу зерна из элеватора вдоль набережной к местам причала пароходов. 26 апреля 1905 года на согласование в порт был представлен проект этого сооружения, длина которого первоначально должна была составлять 200 саженей, что позволяло одновременно производить отгрузку зерна в четыре парохода. Однако при согласовании проекта, было решено отказаться от половины западной части конвейера. В итоге он был построен в 1906 году и его длина составила лишь 153 сажени. Укреплен он был на 16 опорах. Это устройство позволяло производить одновременную погрузку зерна уже на три судна, из любого корпуса элеватора. [1, 8]
Все эти нововведения и эффективное использование механических мощностей элеватора позволили получить значительно более выгодную стоимость перевалки зерновых грузов. Так, к примеру в 1906 году накладные расходы падающие на пуд зерна, проходящего через элеватор составляли 1,31 копейки. Что было вдвое меньше расходов, падающих на зерно, проходящее через магазины (2,63 копейки). [2]
Однако доля груза зерна, переваливаемого элеватором составляла в 1906 году лишь около 10-12 % от общего объёма отгружаемых из Николаевского порта зерновых – около 10 млн. пудов в год. Что, естественно было слишком мало. 20% грузов зерновых переваливались шестью плавучими элеваторами, а остальные 70% - вручную, из зерновых магазинов. [2]
При ручной погрузке на одно судно выделялось до 100 грузчиков на каждый трюм, которые вручную с телег, подвозящих зерно из магазинов, за 10-часовой рабочий день грузили на пароход до 30 тысяч пудов. К примеру, для загрузки пятилючного судна обычно привлекалось около 500 грузчиков, которые в пятипудовых мешках на своих плечах по длинной сходне (скале) переносили зерно на палубу, где ссыпали зерно сбрасывали в люк.[9].
Ввиду явной выгодности постройки и эксплуатации элеваторов, в августе 1906 года Николаевский биржевой комитет вышел с предложением в николаевскую Городскую Думу о строительстве нового, второго элеватора. Располагаться он должен был между уже существовавшим элеватором и ул.2-й Слободской. При его постройке планировалось отказаться от дорогостоящих кирпичных башен и значительно уменьшить длину занимаемого причала. [2]
Однако, если в 1893 году порт свободно мог отвести громадный кусок своей набережной под элеватор, то в 1906 году уже совершенно не было возможности позволить что-либо подобное. Грузооборот рос стремительно. Порт уже начинал буквально захлебываться в нем. Особенно активно стал развиваться экспорт руды. Стала остро ощущаться нехватка причалов. [2]
Ввиду этого, данный проект существенно нарушал интересы Правительства по распоряжению портовой территорией. Поэтому он сразу не был принят к рассмотрению, однако продолжал активно обсуждаться.
21 июня 1907 года в Николаевском Биржевом комитете состоялось совещание его руководителей совместно с представителями коммерческого порта, Харьково-Николаевской железной дороги и Городской Думы по вопросу об отводе 3030 кв. саженей под строительство нового элеватора на вышеуказанном месте. Однако прийти к единому согласию с руководством порта и железной дороги по данному вопросу так и не удалось. В основном ввиду того, что Биржевым комитетом был запрошен слишком большой и жизненно важный для порта участок территории, что руководство порта никак не могло устроить. [2]
Данный проект так и не был реализован. Второй элеватор появился в Николаевском порту только в 1930 году, в советское время, на выходе к реке улицы 3-й Слободской. А зерновые грузы до того в большинстве своем продолжали грузить на суда примитивным ручным способом. При этом тяжелейший труд портовых грузчиков оплачивался мизерно, несмотря на это являясь для многих николаевских семей единственным средством к существованию.