Храм Святого Николая в селе Старая Богдановка
Более полутора веков стоит над Бугом удивительный храм — Свято-Николаевская церковь в селе Старая Богдановка Николаевского района.
Еще издавна эта территория входила в состав древней Ольвийской хоры. Вблизи Старой Богдановки обнаружены и частично исследованы поселения эпохи поздней бронзы (конец II тысячелетия), античного времени (V — II вв. до н. э.). На поселении первых веков нашей эры у села найдено множество зерновых ям и амфор, а вдоль береговой линии и на территории села до сих пор находят многочисленные фрагменты древнегреческих амфор. С конца XVIII века это поселение именовалась Дереклея. Название было перенесено из названия балки, в которой было построено село. Происхождение названия — от татарского «дерек» — дерево, лес и суффикса «ли», т. е. «лесистое место», «роща». В первой половине XIX века, чтобы отличать от Малой Дереклеи (имение Е. П. Манганари, ныне — часть ближайшего от Старой Богдановки села Козырка Очаковского района), село переименовали в Большую Дереклею. Однако одновременно, в тот же период существовало и параллельное ее название — деревня Богдановича, по имени владельцев Богдановичей.
Первым из них был Петр Григорьевич Богданович (1763-1834), действительный статский советник, обер-штер-кригс-комиссар Черноморского флота. Участвовал в русско-турецких войнах, за что и получил в конце XVIII века от Екатерины II земли деревни Дереклеи с окрестностями.
Женившись на дочери Петра Григорьевича Богдановича Софии Петровне, капитан I ранга Николай Андреевич Аркас (в скором времени — адмирал, главный командир Николаевского порта и Николаевский военный губернатор) фактически уже с 1860 года стал владеть этим поместьем и серьезно занялся хозяйством Богдановки, которая по тем временам приносила и так неплохой доход. Адмирал выписал из-за границы специальные породы коров и лошадей, наладил овцеводство и разведение прудовой рыбы. Пруд, созданный в те далекие времена в верховье Дереклеевой балки, существует и поныне.
После вступления во владение имением, семейство Аркасов начинает строить каменную домовую церковь Святого Николая Чудотворца. Историки-краеведы утверждают, что в 1860 году храм и церковно-приходская школа при нем уже начали действовать. В приход единственной на всю округу церкви входили также села Новая Богдановка, Малая Корениха, хутора Безводный и Подымово.
После революции 1917 года здание еще какой-то период функционировало как церковь, но затем в 1920-х годах было приспособлено под склад зерна. Купола снесены, а церковная утварь, вероятно, вывезена.
Во время советско-немецкой войны с 1941 по 1944 годы территория Старой Богдановки входила в так называемую Транснистрию — зону юрисдикции румынских оккупационных властей. Тогда эта часть территории называлась Очаковским жудецем (уездом). Судя по рассказам местных жителей, румыны, которые являются в большинстве своем православными христианами, решили возобновить богослужение, и с 1943 года церковь снова стала действовать — службу в ней правил румынский священник. С тех пор этот храм не закрывался.
После войны там стал служить иерей Алексей Хрусталев, умерший со своей женой Анной от голода в 1947 году, о чем говорит надпись на их могиле в церковной ограде.
Церковь сохранилась до наших дней не в первозданном виде, хотя доподлинно неизвестно, как выглядел храм изначально. Представляет она собой типичное для того времени строение однопрестольной домовой церкви юга Украины, какие часто строили в своих имениях помещики.
Возрождением храма в последние десятилетия связано со служением в нем в качестве настоятеля о. Михаила Шполянского (1956-2014), пастыря и христианского писателя.
В 1990 году о. Михаил был рукоположен и назначен настоятелем Старобогдановской Свято-Николаевской церкви, пребывавшей в глубоком запустении. За годы служения о. Михаила храм стал местом паломничества николаевских верующих, особенно интеллигенции. Православные из многих городов Украины, России, а также из-за рубежа приезжали в старобогдановскую церковь на службы, а также к о. Михаилу на духовное окормление.
Прихожане церкви и ее настоятель сделали все, чтобы она была восстановлена и приведена в порядок. Над возрождением храма трудились известные художники из Николаева, Одессы, Киева, Москвы. Храм украсился фресками, мозаичными панно, сделанными по старым классическим технологиям, иконами — старыми, подаренными прихожанами, и новыми, выполненными современными иконописцами (например, известным николаевским художником Яковом Булавицким и иконописцем Сергеем Помяном).
Настоящей жемчужиной храма является иконостас, написанный жившим много лет при церкви художником Андреем Толкуновым, сыном известного херсонского художника Егора Толкунова. Ныне Андрей Толкунов — монах Авель, известный иконописец, ученик Псково-Печерской школы иконописи и знаменитого архимандрита Зенона.
При храме была организована воскресная школа, заниматься с ребятами приезжали педагоги из Николаева. Кроме катехизации, с маленькими прихожанами занимались рисованием, музыкой. Ребята участвовали в храмовых службах и праздниках.
В 2003 году о. Михаил Шполянский из-за конфликта с епископом Питиримом (Старинским) был отправлен за штат, продолжал жить в Старой Богдановке, написал и издал много книг, вместе с женой матушкой Аллой растил и воспитывал детей в организованном им семейном детском доме, встречался и общался с очень многими людьми, которым он был необходим, как мудрый пастырь и умный, душевный человек. Умер о. Михаил Шполянский 25 апреля 2014 года, похоронен на кладбище села Старая Богдановка.
В настоящее время храм относится к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Находится он в хорошем, ухоженном состоянии.
Престольный праздник — Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца (22 мая, 19 декабря).
Аркасовская жемчужина — маленькая каменная домовая церковь Святого Николая продолжает встречать и провожать корабли, по будням и праздникам служить Богу и людям. Храм, сам похожий на корабль, плывет над житейским морем, собирает, хранит и приумножает благодарную память и красоту. Дарует нуждающимся веру, надежду, любовь.