В Николаеве демонтировали старинную трансформаторную будку: музей надеется получить ее в экспозицию
В Николаеве на днях приступили к демонтажу старейшей трансформаторной подстанции на углу улиц Спасской и Лягина. По состоянию на момент написания материала на месте уже установлена будка нового образца
В разговоре с рабочими, которые занимались изъятием аппаратуры из старого трансформатора, выяснилось, что будку якобы передадут в музей «Старофлотские казармы».
За комментариями мы обратились к заместителю директора николаевского областного краеведческого музея «Старофлотские казармы» по научной части Валерию Чернявскому. По его словам, о демонтаже старинной трансформаторной будки сообщили неравнодушные горожане.
«Данные будки идентифицируются началом 20 века. Они отражают важную веху технического развития нашего города – электрификации, которая и приходилась на этот период. Собственно, трансформаторные будки подлежат восстановлению и сохранению либо как часть аутентичного городского ландшафта, или одна из будок обязательна должна быть передана в Николаевский областной краеведческий музей для их дальнейшего сохранения как неотъемлемой части городской истории, культуры. Эти сооружения отражают важную страничку истории нашего города», - отметил он.
Валерий Чернявский подчеркнул, что очень часто гости города и сами николаевцы не замечают уникальных вещей и «артефактов». Старинные трансформаторные будки тому яркий пример – таких зданий осталось не более десятка по всему городу.
«В этом ключе давайте вспомним о положительном опыте, который у нас сложился с КП «Николаевэлектротранс», когда музею были переданы две клепанные опоры контактной сети – это первые опоры, установленные в день пуска электрического трамвая в городе в 1914 году», - отметил Валерий Чернявский.
По его словам, сейчас музей оперативно направил соответствующее письмо в АО «Николаевоблэнерго», но пока оно находится на стадии рассмотрения. В музее очень надеются, что уникальный уличный артефакт удастся получить и сделать тематическую композицию на открытой площадке «Старофлотских казарм», совместив с трамвайными опорами.
«Мы будет очень рады такому экспонату и приложим все усилия для реставрации будки, чтобы сохранить ее для следующих поколений. Это уникальная вещь и лет через 30-40 может приобрести совершенно иное значение», - пояснил замдиректора музея.
В качестве преображения трансформаторных будок Валерий Чернявский предлагает не только вариант передачи их в музей, но и благоустройство объектов для городского ландшафта с информационными табличками – таким образом «будка» преобразится из туристического объекта в экскурсионный.
Из истории:
«…Трансформаторные подстанции (в то время они назывались "трансформаторные киоски") начали устанавливать в июне 1914 года и предназначались они для обслуживания николаевского трамвая. Если же нанести на карту трамвайные пути начала 20-го века и места расположения подстанций - то легко в этом убедиться. Правда, по другим источникам, эти подстанции изначально строились для обслуживания осветительной сети города и вопросы об их установке были переданы трамвайной комиссии "в нагрузку". А по документам в Облэнерго они почему-то датированы 1912 годом и местом строительства указан "Бельгийский завод" (сейчас это ЧСЗ). Короче, этот вопрос требует дополнительного изучения.
В любом случае, все претензии к этим подстанциям сыпались на голову трамвайной комиссии. Так, например, в "Николаевской газете" от 14 июня 1914 г. появилась такая заметка:
«Письмо городской управы в трамвайною комиссию о трансформаторных киосках: Многие из господ гласных и граждан г. Николаева жалуются на крайне безобразный вид установленных у самых ходовых полос на тротуарах железных киосков для трансформации электрического тока. Эти киоски своим безобразным видом наносят ущерб домовладельцам в особенности тем, где расположены торгово-промышленные заведения. В виду того, что тип и конструкция будок не были согласованы и представлены в думу на одобрение, управа просит трамвайную комиссию сообщить — по чьему распоряжению допущено такое обезображивание городских улиц.
Тем временем по городу ползли слухи об истинном предназначении этих конструкций. Жители города разделились на два лагеря: одни считали, что это будут квасные будки, другие — общественные туалеты. В любом случае, высокое качество металла и клёпки — в то время основной корабельной технологии, примененной при строительстве трансформаторных подстанций — позволили простоять им почти столетие».