О наболевшем: о проблемах бездомных собак и путях их решениях
Проблема бездомных собак остается острой и по-прежнему не решённой. Стаями или поодиночке они нападают на людей. Только за последние несколько дней псы покусали 5 жителей Николаева.
Вопрос наболевший и требует скорейшего его решения. В стенах Николаевского городского совета не один месяц ведутся баталии, а на улице и в соцсетях - активные дискуссии. Наши коллеги пообщались с депутатом Ларисой Веселовской, которая активно занимается этой проблемой. Предлагаем почитать интервью с ней. Соглашаться с Ларисой Веселовской или нет – решать вам.
- Ваша зоопрограмма «пережила» много конфликтов на комиссии ЖКХ: поначалу она не проходила в повестку дня, а затем за нее не голосовали. Как Вы думаете, с чем это связано?
- Действительно, это касается только комиссии ЖКХ, перед тем, как голосовать за эту программу и принимать решения, председатель комиссии с кем-то созванивался, куда-то выбегал, потом возвращался, потом снова звонил кому-то, советовался, это был депутат Алексей Лепишев. После этого происходило то, что было (не голосовали депутаты, и не проходила в повестку дня). На самом деле, мы прошли все комиссии, кроме ЖКХ. Но, программа вывешена на сайте и после 15 ноября, думаю, будет вынесена на сессию Николаевского городского совета.
- Недавно в Николаеве презентовали результаты соцопроса по поводу отношения горожан к проблеме бездомных животных, согласны ли вы с результатами исследования - мнения разделились: половина опрошенных людей поддерживают эвтаназию.
- Насколько я знаю, соцопрос проводила известная Николаевская компания на базе ЧНУ им. Петра Могилы. Как ни странно мы получили 50 на 50 (50% опрошенных поддерживают эвтаназию, 50% - гуманное обращение). Почему такие цифры, я могу четко сказать: я видела эту анкету, в ней каждый пункт сводился к эвтаназии. Поэтому, люди не могли правильно ответить. Она была не правильно составлена. Я считаю, что анкету нужно создавать вместе с зоозащитой, которая полностью владеет этой информацией, а при таком подходе, я считаю, что результаты не достоверные. Это мое личное мнение. Я более склоняюсь к соцопоросу, который проводил Александр Ухмановский. Там было четко написано, что более 75% людей против эвтаназии, как таковой. Да, они не хотят, чтобы были собаки на улицах. Я тоже этого не хочу, я хочу, чтобы все собаки были домашними.
Если хочешь сделать животного счастливы - возьми его домой. Гуманная эвтаназия, содержание его на КП «Центр защиты животных» непонятно в каких условия - это не сделает его счастливым. Когда наши люди и менталитет изменится, тогда любая программа: наша или программа ЖКХ либо чья-то другая начнет работать. Не одна программа не заработает при нынешнем подходе наших людей. Человек покупает животное, играет с ним, а потом считает правомерным выставить это животное на улицу.
- Насколько я знаю, недавно в Верховной Раде зарегистрировали законопроект 7220, который подразумевает изменение некоторых законодательных актов, касательно обращения домашних и бездомных животных. Знакомы ли вы с этим законопроектом?
- Мне многое в этом законопроекте не нравится, там есть большие перегибы, которые нужно исправлять, наверно, вносить изменения. Но, там четко прописаны огромные штрафы. Если наши люди не будут регистрировать своих животных, не будут чипировать их и стерилизовать без породных животных. Я сейчас говорю лишь о беспородных. Сколько у нас беспородных кошек и собак, сколько их плодятся. Ну зачем? Ты взял себе животное, вырастил его, выкормил, прожил с ним 20 лет и...А разводить беспородных животных не к чему, это порождает выбросы этих бездомных котят и щенков.
Вы поймите, ситуация лежит только в наших законах. Пока штрафы не ударят по голове и по кошельку наших людей и люди сами не дойдут до того, что нельзя обращаться так с животными, мы никогда не придем к тому, чтобы на улицах их не было. Я тоже хочу, чтобы у нас как во Львове было 600 собак на улицах нашего города. Но, жители Львова 3 года очень упорным трудом работали над этим. Обращались к людям на телевидении, на бигбордах, через рекламу. Я хочу сказать, что начинать надо с самих себя.
- По поводу вашей программы идет множество дискуссий, многие говорят, что она очень дорогая. Расскажите о суть этой программы.
- Наша программа предусматривает финансирование 37 млн. Многие говорят, что это дорого. Я хочу рассказать, почему так. Наше КП «Центр защиты животных» с начала этого года по апрель находилась закрытым, так как там была эпидемия чумы плотоядных, вот эти вольеры, которые у нас есть, их использовать фактически нельзя, потому что после того, как снизится температура воздуха мы можем получить вторую вспышку этой чумы, мы опять перекроем КП и не будем ничего делать.
В нашей программе мы разработали, большие вольеры, чтобы мы могли сделать оборот этого предприятия больше. На сегодняшний день пропускная способность предприятия - 154 вольера по одной собаке. Понятное дело, что мы туда сажали по 2-3 собаке, если это были мелкие - одни дружили. Но мы хотим построить большие вольеры, которые моются, которые не зацепят эту чуму плотоядных, и которые даже после чумы, если она возникнет, можно будет промыть с дезсредствами и они будут функциональные, эти вольеры. Мы хотим новые вольеры. Старые вольеры закладывались еще в 2008 году Чайкой, пока оно все построилось был уже 2015 год, а сегодня на дворе уже 2019, есть современные методики.
По рекомендации того же Львова нам сказали, чтобы мы сделали большие современные и утепленные вольеры, чтобы животные не мерзли. К тому же предложили, сделать свою клинику, чтобы самим делать УЗИ и анализы. Мы это все прописали в программе, но основное направление - это профилактика.
Когда наши люди поймут как нужно относится к животным, только после этого мы сможем в нашем городе достигнуть результата. Кроме этого, программа предусматривает льготную стерилизацию для жителей Николаева.
Мы выделяем критический срок, в который все желающие могут провести льготную стерилизацию. Ее проведет город бесплатно, остальные, кто не успел, опоздал или долго думал - они будут проводить за свои деньги или в дальнейшем мы найдем средства и продлим эту льготную стерилизацию, хотя бы для льготных слоев населения. Это первое, что нужно сделать. Второе, обязать всех без исключения людей, которые имеют дома животных (собаках) идентифицировать его - чипировать. Это единственный способ при потери собаки отыскать его. Для этого необходимо закупить сканеры для полицейских и раздать полиции - чтобы быстро найти питомца.
В нашу программу мы вложили 5 тыс. чипов бесплатных, кто первый придет - прочипируем бесплатно. Далее, будем разрабатывать положение о льготных слоях населения: пожилый люди, люди с инвалидностью, многодетные семьи.
Третий пункт - закупка мобильных операционных. Изначально, они будут выполнять одну функцию - стерилизация беспородных животных. Эти машины стоят не так дорого. Полностью оборудованная одна машина стоит 600 тыс. Но что мы получаем взамен? Не надо уговаривать людей идти к нам и стерилизовать животное. Мы приезжаем к вам и стерилизуем животное, но для это нужно будет предоставить документ, що оно зарегистрированное и чипирование. Кстати, в законопроекте 7220, о котором мы с вами говорили одним из пунктов четко прописана обязательная стерилизация беспородных животных.
- Что сейчас происходит на КП «Центр защиты животных»?
- КП «Центр защиты животных» было создано для того, чтобы стерилизовать бездомных собак, остановить бесконтрольное размножение их на улице. Голобродский (директор КП «Центр защиты животных») весь город загадил бездомными щенками, стерилизация не проводилась в последнее время. Мы с зоозащитой этой осенью не знали, что делать с ними делать, кому их раздавать. Как мы знаем, в Николаеве прошла вспышка энтерита, погибло очень много щенков, часть щенков мы вытянули за свои деньги и сегодня эта проблема решена. То есть, щенков в городе массово нет, собаки прекратили рождаемость, но собака это животное, которое может родить дважды в год, и я боюсь, что там политика, которая проводится сейчас в КП «Центр защиты животных» она приведет к тому, что мы весной получим второй всплеск рожденных щенков.
Господин Голобродский вместо того, чтобы выполнять программу, по которой он сейчас работает, которая называется реформирование и развитие департамента ЖКХ на 2019 год. Там четко заложено стерилизация 2400 собак и никакой эвтаназии, я не знаю, кто дал разрешение подать тендер Корчагову, чтобы 270 собак эвтаназировать. Я понимаю, эвтаназия агрессивных собак, здоровых собак с 31 марта вообще нельзя эвтаназировать. Для нас это загадка. На самом деле в департаменте ЖКХ очень много загадок.
- Все знают, что вы очень много времени уделяете животным, с чего все началось?
- Это рассказывать очень долго, я не принадлежала ни к одной зоозащитной организации. Все началось с того, что я начала кормить животных. Я вообще кошатница. У нас зоозащита разделяется на кошатников и собачников. Я кормила котов все время за свои собственные деньги. Если бы у нас не была такая напряженная ситуация в городе, я бы с удовольствием представила бы горожанам домики, которые мы построили для зимования кошек.
Защитой животных я занимаюсь давно, а с зоозащитой я начала работать после того, как пришла в депутатский корпус. Я сказала, что им буду помогать, у меня есть возможность как у депутата. Мы работали с многими директорами КП «Центр защиты животных» и всегда им помогали, но вот только с Голобродским отношения не сложились. Он единственных, кто закрыл КП. И наши требования о увольнении Голобродского мы не прекратим отстаивать.
- Насколько я помню, после массовой эвтаназии животных на КП «Центр защиты животных» Николаевская зоозащита устроила митинг, который стоял довольно долго, почему он закончился?
- Наш митинг под зданием горсовета закончился потому, что Александр Федорович (Александр Сенкевич) нам пообещал, что если мы пройдем комиссию и вывесим программу, мы это сделали в течение 3 дней, то мы можем тогда прекращать свои требования. Он нам сказал такую фразу: «Голобродский уже сам готов написать заявление по собственному желанию». Если будет принята программа, одна из трех, не обязательно наша и объявлен прозрачный конкурс на нового директора КП «Центр защиты животных», мы готовы повернуться лицом к мэру. Как сказал Александр Сенкевич: «Если этого не произойдет можете хоть шины жечь». Это мы и будем делать у него под окнами, если он не сдержит слово.
- Как вы считаете, программа с бездомными собаками действительно ли такая острая или, все-таки, навязанная обществу?
- Понимаете, 10 лет назад и 5 лет назад собаки так же само кусали людей, но никто не обострял эту тему. Для чего обостряется тема собак, мое личное мнение: чтобы прикрыть социальные темы введения компании «Город для людей», повышения цены на газ - поднимается тема собак. Тема актуальная и ею можно прикрыться, чтобы люди забывали о более насущных проблемах.
- Как на ваше усмотрение можно решить эту проблему с бездомными животными?
- Провести прозрачный конкурс, выбрать человека, который не будет вызывать социальные противостояния в обществе, открыть коммунальное предприятие для того, чтобы зоозащита могла забирать собак. Если эти пункты будут исполнены, тема сама потихонечку успокоится и уляжется.