Карантин и продажа земли: что думают николаевские депутаты
За уходящую неделю произошли некоторые события общегосударственного масштаба, которые если бы не коронавирус и объявленный в связи с ним карантин, стали бы темой №1.
Как известно, 31 марта Верховная Рада приняла закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения с июля 2021. Законопроект № 2178-10 предусматривает запуск рынка земли в Украине с 1 июля 2021 года, а соответственно, и снятие моратория на продажу сельхозучастков.
Опрошенные депутаты сходились во мнении, что цивилизованный рынок земли в Украине нужен, но депутатам нельзя было выносить это решение сейчас, когда Украина и весь мир борется с пандемией коронавируса.
- Я за рынок земли. Но подходы должны быть абсолютно другие, и в любом случае приниматься это решение должно не сегодня, когда страна живет другими проблемами, - сказал депутат горсовета Сергей Исаков.
Другой николаевский депутат — Сергей Карцев — заявил, что такое решение нужно было принимать не во время карантина и только после референдума.
- Когда это делается под покровом ночи и пользуясь временем, когда люди не могут реализовать свое право на протест, я считаю это неправильным, - сказал Сергей Карцев.
О том, что такие решения ненормально принимать среди ночи, высказался и депутат областного совета Александр Ясинский. Он считает, что в условиях карантина депутаты вообще не имели права собираться на сессию.
- Несмотря на все карантинные меры, запреты собраний, в самой Верховной Раде есть люди, которые инфицированы коронавирусом, и те, у кого уже подтвержден факт заражения, наверняка контактировали и с другими депутатами. Тем не менее, карантинные меры депутатами были нарушены и закон продавлен, - считает Ясинский.
Депутаты мотивируют это тем, что это даст возможность получить транш от Международного валютного фонда в размере 10 млрд.
- Но все мы прекрасно понимаем, что МВФ не просто так эти деньги дает. Они будут направлены на оплату долга перед тем же МВФ. Фактически страна получила реструктуризацию долга, подыграв американским олигархам, - убежден депутат.
Цивилизованный рынок земли, по мнению Александра Ясинского, в Украине нужен. Но только лишь в том случае, если им не придется торговать ей, потому что у них попросту нет денег.
- А когда для людей, имеющих этот пай, он становится последним активом, и они вынуждены им распорядиться не в какой-то чрезвычайной ситуации, а как единственная возможность улучшить свое материальное положение… Деньги, вырученные от продажи земли, будут использованы ими единоразово, и в будущем они останутся в той же бедности, в которой и были. Но если до этого у них была какая-то земля, которую они могли хотя бы обрабатывать, то потом у них не будет и этого, - считает Ясинский.
Депутат областного совета Владимир Фроленко считает, что решение о рынке земли депутатами было принято с множеством нарушений, начиная от регламента самой Верховной рады и заканчивая Конституции Украины.
- На внеочередной сессии такие вопросы не рассматриваются. И в нынешней ситуации, в условиях борьбы с коронавирусом, этот вопрос был не настолько актуален, чтобы его так быстренько вносить и принимать, - считает Владимир Фроленко.
Более того — ситуация с эпидемией, по его мнению, была использована депутатами Верховной Рады, так как решение принималось в условиях, когда действует запрет на проведение митингов и массовых собраний.
- Я думаю, они использовали это время, чтобы протолкнуть этот вопрос. Нельзя в такое время рассматривать подобные вопросы. Есть ряд других проблем, которые необходимо решать, - отметил Фроленко.
А депутат областного совета Надежда Иванова считает в этой истории главным даже не то, как и в какое время парламент принимал такое решение, а что он принял по итогу, поскольку суть закона не до кона ясна даже аграриям.
- На сегодня этот закон пока нигде не обнародован, он лежит на подписи у Президента. Было внесено свыше 4000 поправок, и мы пока не знаем, какие из них были приняты, а какие нет. Информационные источники противоречат друг другу: в одних пишется, что нельзя продавать землю, находящуюся в государственной и коммунальной собственности, в других сообщается, что установлена минимальная цена на продажу. Так если закон запретил ее продавать, о какой минимальной цене идет речь? - недоумевает депутат.
Закон, по ее мнению, должен был быть фундаментальным, содержать правила, ограничения и механизмы защиты собственников паев от мошенничества. Вместе с этим законом должен был быть принят ряд дополнений и правок во многие сопутствующие законы — в уголовный, административный, земельный, бюджетный, налоговый кодексы.
- Львиную часть бюджета сельских советов формируют поступления от налога с пайщиков, который составляет 18% арендной платы. Если состоится продажа, какой-то процент от этой прибыли в бюджет зайдет, а через год-два после продажи формировать этот бюджет уже будет нечем. И мне непонятно, с каких доходов сельские советы будут содержать свои садики, библиотеки, всю свою инфраструктуру, - сказала Надежда Иванова.
Что касается продажи земли, у нее на этот счет позиция однозначная: если у человека есть собственность, он должен ей распорядиться. Тем более что бывают и жизненные ситуации — когда человек уезжает на другое место жительства, ему нужны деньги там, а распрощаться со своей землей, так же как и купить ее в другом месте, чтобы быть ее полноправным собственником, он не может.
Мнения о необходимости открытого рынка земли придерживается и депутат областного совета Тахир Садридинов. Вместе с тем он считает, что для начала нужно было «откатать» этот закон внутри страны — то есть, продажу земли разрешить, но только для граждан Украины. Это дало бы возможность проверить, насколько эффективно этот рынок работает внутри страны, и выработать механизмы, позволяющие обезопасить эту землю от скупки иностранным бизнесом.
- Я не понимаю подхода, когда даже населению не было информационно разъяснено, что можно, а что нельзя. Даже я, крупный фермер, запутался! Я запомнил основополагающее — что одному человеку можно купить 100 га. И больше никакой ясности. Тем более, в закон вносилось множество поправок. И что, теперь каждый гражданин должен заходить и смотреть, какие поправки приняли, а какие нет? - говорит депутат.
По мнению Тахира Садридинова, рынок земли должен быть открыт. Но земля должна быть товаром внутри Украины, для украинцев в первую очередь. Должен быть банк земли и банк, который кредитует.
- В первую очередь, мы должны быть защищены. А в ситуации, когда у нас доллар по 28 грн вместо 8 грн, когда у нас война, когда у нас столько проблем, а сейчас еще и вирус, когда люди не могут выйти на улицу и высказать свое мнение, потому что опасаются заразить друг друга. Все это, честно говоря, вызывает недоумение. Я думаю, мы бы все равно пришли к решению, что нужно открывать рынок земли, и это правильно. Но это надо еще правильно сделать. Сегодня мы не конкуренты тем странам, у которых мало земли, зато много денег. В конце концов, надо было провести референдум, чтобы узнать, как они на это смотрят люди. Но давление МВФ, давление извне оказалось мощнее, чем мнение людей, - сказал Садридинов.