История Николаева: Николаев перед бурей
Периодически возникающие войны вносили коррективы в мирную жизнь нашего города. И хотя военные действия в Николаеве в 19-м веке практически не велись, город всегда был готов отразить вражескую агрессию. Перед вами – подборка коротких историй о подготовке Николаева к очередной войне с Турцией в 1877-м году.
Как работала купеческая пристань
(Морской сборник №1 за 1872 год)
Нельзя не обратить внимания на недостаточное благоустройство Николаевской пристани для коммерческих судов.
Пристань эта, на так называемой Поповой балке, выше батареи, стоящей на оконечности косы, которая заканчивается длинною площадкою, идущей параллельно берегу. Она устроена за счет города, который взимает с пользующихся ею судов по 1-й коп. с четверти грузимого хлеба.
С внешней стороны площадки, на 20-футовой глубине, могут поместиться кормою к ней двадцать два судна, которые и грузятся таким образом прямо с возов. С внутренней, правой стороны, на глубине 17 футов, может стать таким же образом 11 судов. По левую сторону самого мола становятся каботажные суда, по правую помещается брандвахта.
В настоящее время совершенно ясно, что размеры пристани не соответствуют требованиям торговли, тем более, что сам мол построен так узко, что представляет затруднения для разъезда большого числа проезжающих возов, сдающих и принимающих товары. Приспособлений для удобства погрузки на пристани нет, и груз переносится людьми по сходням, переброшенным с судов. Трудность и продолжительность такого способа нагрузки выкупается только тем, что никакие волнения и ветер не могут помешать ей: стоянка судов совершенно покойна.
Как в Николаеве испытывали мины*
(«Морской сборник» №7 за 1877 год)
30 апреля и 19 мая в Николаеве, в реке Ингул, проводились опыты взрыва мин со шлюпок. Опыт 19 мая описан в «Николаевском Вестнике» №21.
Опыт проводился следующим образом. Старый большой баркас, погруженный по планшир, буксировался от Ингульского моста к адмиралтейской пристани, где стояли главный командир генерал–адъютант Аркас и генерал–лейтенант Попов, а с противоположной стороны от адмиральской пристани шел полным ходом миноносец с двумя поднятыми минами, заряженными пироксилином. Когда буксируемый баркас подошел ближе к миноносцу, последний, не уменьшая хода, направился к нему, сбросил шест и ударил его миною, которая, взорвавшись, отбросила нос катера так, что он переменил курс.
Вследствие малой глубины, на которой производился опыт, через несколько секунд последовал отраженный от дна реки удар, образовавший волну, сильно толкнувшую корму катера, так что рулевой, потеряв равновесие, свалился в воду. В тот же момент, когда катер получил толчок в корму, правый носовой шест с миною, который был выдвинут на 14 футов, зарылся в воду и сломался. Остановив машину и приняв упавшего в воду, катер подошел к пристани. Воды в катере совсем не оказалось, и только железный щит, устроенный для защиты людей от пуль, был обрызган ею.
* В этот год началась очередная российско–турецкая война, и Николаев готовился к обороне.
Как освещали акваторию порта
(«Морской сборник» №7 за 1877 год)
31 мая, в десятом часу вечера Главный командир Черноморского флота и портом осматривал действие освещения передвижного динамо–электрического аппарата, приобретенного покупкою во Франции. Результаты освещения были весьма удовлетворительны.
Паровой механизм аппарата – в восемь сил, с тремя цилиндрами системы Бротерхуда. Динамо–электрическая машина Грамма. Паровой котел на машине вертикальный с кипятильниками системы Фильда. Передача от парового механизма к динамо–электрической машине – прямая и делает 1200 оборотов в одну минуту. Прожектор системы Суттер Леменье.
Весь всего аппарата со всеми принадлежностями доходит до 230 пудов.
Как комплектовали миноноски
(«Морской сборник» №8 за 1877 год)
Некоторые меры по организации обороны.
23 июня в Николаеве объявлено распоряжение о комплектации командами семи миноносных шлюпок, в следующем составе на каждой: обер–офицеров по одному; квартирмейстеров – по одному; минеров–матросов 1-й статьи – по одному; сигнальщиков матросов – по одному, машинистов унтер–офицеров по одному; машинистов рядовых только на две минные шлюпки с двумя винтами - по одному; кочегаров рядовых по одному.
Как назвали батарею
(«Морской сборник» №8 за 1877 год)
В приказах по военному ведомству (16 июня №252) напечатано: «Государь Император, в 24-й день минувшего мая, высочайше повелеть соизволил: возведенную в Буго–Днепровском лимане, у г. Очакова, морскую батарею именовать «Николаевскою Приморскою».
Как зачислили во флот частный миноносный катер
(«Морской сборник» №9 за 1877 год)
26 июля по Черноморскому флоту был отдан следующий приказ:
Управляющий морским министерством, вследствие ходатайства моего, разрешил: присланный из Петербурга в Одессу миноносный катер лейтенанта Крускопфа принять на время войны для Черноморского флота, зачислив его в список судов под «№ 8-м».
Объявляя об этом по Черноморскому флоту для надлежащего исполнения, предписываю поднять на упомянутом катере военный флаг, начать компанию и производить морское довольствие: лейтенанту Крумскопфу, как вахтенному начальнику. А находящемуся на катере гардемарину графу Строганову, по 28 рублей в месяц.
Как назначали призовую комиссию*
(«Морской сборник» №10 за 1877 год)
8-го сентября в Николаеве состоялся следующий приказ Главного командира:
«Канцелярия морского министерства 10-го июня сего года за №3551 сообщила мне, что Его Высочество Генерал–Адмирал признает необходимым заблаговременно назначить в г.Николаеве призовую комиссию для определения законности и распределения призовых и назначения за них призовых денег; вследствие чего, учреждая таковую под председательством контр–адмирала Загорянского–Киселя, из членов: полковника корабельных инженеров Коршикова, помощника юрисконсульта надворного советника Михайловского, капитана 2-го ранга Гора, капитан–лейтенанта Ограновича и делопроизводителя коллежского советника Турчанинова, предоставляю ей руководствоваться в своих занятиях существующими узаконениями и правилами, выработанными комиссиею в 1869-м году и помещенными в V томе систематического сборника материалов для свода морских постановлений, раздел V.
* Призом называлось захваченное в бою либо другим способом судно противника. Призовая комиссия оценивала его и выплачивала призовые деньги команде корабля, захватившей судно.