История Николаева: История в историях
Как Потемкин в восторг пришел
(Записано со слов Василия Назаровича Каразина (1773-1842))
Рассказывают, что Потемкин в один из приездов своих за Буг к армии, обозревая избранное им для кораблестроения и города место, и с возвышенности, близ впадения Ингула в Буг, обнимая, так сказать, одним взглядом обе реки и вообще всю окрестность, был до того восхищен панорамою и теми удобствами, какие тут представлялись. Что пришел в восторг и, как бы видя уже пред собою целые флоты, прослезившись, воскликнул: «О, теперь Черное море наше, и потомство отдаст нам справедливость!».
Как в Николаеве невест выбирали
(По рассказам протоирея Степана Заушкевича)
Степан Заушкевич рассказывал, между прочим, и о том, как при заселении Николаева повторялась, в малом виде, история римлян и сабинянок. Из ближайших мест приводились женщины и девки, и каждое воскресенье, выводя их на адмиралтейскую площадь, расставляли фронтом.
Тогда выпускались из адмиралтейства мастеровые, жившие в нем постоянно, за неимением других помещений. По данному знаку каждый, как говорится. На шарп, выбирал себе спутницу жизни. Какую мог и как мог; после чего вновь навербованные поклонники Гименея отправлялись попарно в церковь и устанавливались рядом по всей ее внутренности, в притворе и даже на паперти и венчались все одним разом.
Как искали остров Яралаш
(Из рассказа предположительно Николая Михайловича Кумани)
В 1826 или 27 году, не припомню в каком именно, я, по званию начальника гидрографического депо, получил предписание от бывшей тогда исполнительной экспедиции отправить одну из состоявших в моем распоряжении лоций на остров Яралаш для спасения выброшенного там казенного баркаса. Придя в экспедицию, я объявил начальнику отделения, по которому состоялась бумага, что такого острова на Черном море нет, да и неизвестно, существует ли он на всем земном шаре.
На это мой собеседник (давным–давно отошедший в вечность), с иронической улыбкой отвечал:
- «Как же это? Да ведь вы слывете у нас за археолога».
– Не смею присвоить себе такого названия, но знаком не столько с древностью, чтобы уверить вас, что острова Яралаша никогда не существовало на Понте Эвксинском.
- «А я вам скажу, что Яралаш – это Одесса», и в доказательство такой странной гипотезы, показал мне печатный указ Императора Павла, в котором сказано, чтобы вновь открытый на черном море порт считать за Порт-де-Релаш (Port de Rélache). «Вот видите ли?»
- Вижу; но тут дело идет о порте де-Релаш; а в бумаге написано остров Яралаш.
– «Ну, знаете, милостивый государь, всего сам не усмотришь, а писарь промахнулся».
Дело все в том, что баркас был выброшен на оконечность Тендры, называемую Джагирлачь.
Как горела Польская слобода
По материалам журнала «Морской сборник» за 1862-й год
19 августа 1862 года в слободке, так называемой Польской, разразился большой пожар, и по первым рассказам, сгоревших домов считали более ста. Поэтому была назначена комиссия для рассмотрения потерь, сбора пожертвования и раздачи пособий. Теперь комиссия окончила свои действия и отчеты её, чрезвычайно подробные, выложены в городовом и благородном собраниях.
Из отчетов этих видно, что сгорело всего 85 домов, и кроме того. Отдельно, девять сараев при домах, уцелевших от пожара. Все эти дома большею частью землебитные, крытые камышом. И принадлежали служащим и отставным нижним чинам и их женам.
Комиссия собрала 1211 рублей 231/2 копейки и по возможности распределила между всеми. Теперь на месте пожарища уже нет обгорелых зданий: все они покрылись новыми камышовыми крышами, поустроились и только по цвету свежего камыша можно найти их.
Как выносили металлолом из николаевского адмиралтейства
(Подпоручик Леонтьев 2-й. «Преобразование рабочих сил николаевского адмиралтейства»)
…Интересно также бывало проследить за выходом мастеровых из адмиралтейства. У многих из них находили в карманах, сапогах и под одеждой куски меди, свинца или железа. Иной, получив позволение вынести пяхтерь (пехте́рь м. "кошель, в который набивают сено", (Даль)) щеп, в середину накладывал до шести пудов металла. Все это неслось к знакомому торговцу и отдавалось за бесценок; половина выручки шла на хозяйство, другая на выпивку с радости.
Как отправляли морскую экспедицию к берегам Кавказа
(По материалам журнала «Морской сборник» за 1864-й год)
…Судам дана диспозиция, и вот для жителей Николаева давно не виданное, забытое уже зрелище: выровнявшись в линию, стоят четыре корвета, в параллель им шхуны и транспорты. На Спасской пристани оживление; со всех судов теснятся шлюпки, принимая багаж и разную провизию, привозимую десятками подвод; тут бычки, бараны, телята, свиньи, гуси, утки – целый базар.
Отряд запасается для сухумской стоянки, не рассчитывая найти там что-нибудь, когда соберется туда 10 тысяч войска и вся флотилия; там и в обыкновенное время ничего нет, кроме очень невкусной буйволятины.
Вот сидят на пристани, бродят по аллеям и по всей дороге, идущей к Спасску, группы женщин-жен матросских, провожающих своих мужей.
Как Адмирал-Генерал застал врасплох николаевское градоначальство
(По материалам журнала «Морской сборник» за 1862-й год)
Вечером 31-го октября 1861-го года мы узнали, что Его Высочество Генерал-Адмирал на Императорской яхте «Тигр» остановился на якоре на реке близ деревни Богдановки. Около 15 миль от Николаева, и на другой день, 1-го ноября, прибудет в Николаев около восьми часов утра. Мы знали, что Генерал–Адмирал не будет в Николаеве, это было дело решенное; понятно наше изумление при чтении повестки; начались предположения на все лады, но главного–то и не подумали, что всякое плавание зависит от погоды.
А дело было так. 29-го октября Генерал-Адмирал с семьей на яхте «Тигр» вышел из Севастополя и отправился в Сулин, но неожиданно ветер переменился, и волнение на море усилилось. Был бы Великий Князь Константин Николаевич один, курс бы не меняли, но его супруга Великая Княгиня Александра Иосифовна и трое малолетних сыновей очень страдали от поднявшейся на море качки. Поэтому было решено отправиться в Одессу, но потом приняли решение идти в Николаев. Таким образом яхта «Тигр» и оказалась напротив Богдановки.
Чиновники напрасно беспокоились, ожидая нагоняя – все обошлось. Царственная семья провела в городе целый день, посещая различные заведения, и в семь часов утра 2-го ноября кто на чем отбыла восвояси: дети на яхте, Генерал-Адмирал с супругой «сухим путем».