История города: Большая николаевская регата
Гонки на яхтах и других парусных судах – давнее и любимое занятие моряков всего мира. Организовывали их не только яхт-клубы, капитаны военных кораблей также охотно устраивали соревнования, чтобы увидеть, чей экипаж лучше. В Николаеве подобные регаты устраивались еще в середине 19-го века. В «Морском сборнике» за 1859-й год описана такая гонка, организованная капитанами кораблей «Цесаревич» и «Синоп», с привлечением экипажей некоторых других судов.
Но, прежде чем приступить к ее изложению, пожалуй, будет уместным пояснить некоторые морские слова, встречающиеся в статье.
Итак, небольшой словарик морских терминов.
Бейдевинд – ход парусного судна против ветра.
Бизань-шкот – снасти кормовой мачты.
Бом-брамсель – самый передний четырехугольный парус. Поднимается обычно при тихом ветре.
Бушприт – горизонтальный или наклонный брус, выступающий вперед с носа парусного судна.
Галс – курс судна относительно ветра.
Гик – горизонтальный брус, по которому растягивается нижний край паруса.
Грот – самый большой парус на судне.
Дрек – якорь с четырьмя лапами, кошка.
Кабельтов – морская мера длины, равная 185,2 метра.
Кильватер – строй, при котором корабли следуют строго один за другим.
Кливер – косой треугольный парус.
Мателот – ближайший корабль в линии или кильватерном строю.
Оверштаг – поворот корабля против ветра.
Топсель – косой треугольный парус, прикрепляемый вершиной вниз поверх косого четырехугольного паруса.
Фок – самый нижний прямой парус на передней мачте.
Фордевинд – попутный ветер.
Так вот, 14 сентября 1858-го года состоялась вторая в этом году гонка малых парусных судов. Участие в ней приняли экипажи кораблей «Цесаревич», «Синоп», «Удав» и других на 32-х судах – от четырех- до двадцатидвухвесельных. Отдельно в гонках участвовал Императорский катер, но, поскольку соперников в его классе не оказалось, то расположился он в двух кабельтовых позади всех участников. Распорядителем гонки был назначен капитан – лейтенант Добровольский.
«День был летний, ветер бом-брамсельный, и попутный для начала гонки. Первая пушка с пристани в Спасске послужила сигналом поднять паруса, вторая тотчас за нею – сняться с дреков».
Корабли отправились в путь, но, как правило, без конфуза не обошлось. Одномачтовый полубаркас с «Синопа», которым командовал мичман Ж. (корреспондент «Морского сборника» тактично не указал фамилии проигравших офицеров) обогнул маячное судно не с правой стороны, а с левой, что привело к небольшой аварии. Полубаркас едва не столкнулся с ботом корабля «Цесаревич» (лейтенант П.) и другим полубаркасом с «Синопа» (мичман В.).
После некоторых маневров всеми судами «мичман В. хотел выскочить на ветер своего переднего мателота, но немножко не рассчитал расстояние и зацепил бушпритом за бизань–шкот баркаса лейтенанта П. Хотя господин В. тотчас же переложил руль, чтобы выпутать свой бушприт, но уже было поздно, и лейтенанту П. пришлось выпустить бизань–шкот. Если бы последний офицер спустил свой кливер, то он мог бы под гротом, топселем и фоком держать бейдевинд и не упасть под ветер, а, главное, вовремя поворотить оверштаг. Но, надеясь скоро основать бизань–шкот, он не спустил кливера, следовательно, его уваливало в полветра, и хотя видя мель впереди, он хотел поворотить, но не успел, и врезался в нее».
Другими словами, один полубаркас нарушил правила, вследствие чего шедшие встречным курсом суда налетели один на другого. В итоге один из них наскочил на мель.
Вследствие возникшей неразберихи лидерами гонок стали катер с парохода «Тамань» и Императорский катер. Но «весьма жаль, что судьи гонки (капитан–лейтенанты Гавришев,Остапов и лейтенант Шмидт), избранные всеми участниками, не могли признать их первенства, вследствие несоблюдения некоторых условий».
И эти суда сняли с гонок.
Осталось четыре реальных претендента на победу: Королевский катер, управляемый лейтенантом Карказом, построенный еще при адмирале Лазареве, полубаркас «Цесаревича», баркас корвета «Удав» (лейтенант Вальд) и катер корабля «Синоп». Но вскоре отстали катера с «Цесаревича» и «Синопа». Вперед вырвался лейтенант Вальд, однако судьи и здесь усмотрели нарушение правил «дорожного движения»: Вальд шел под левым галсом, а Карказ – под правым, в результате они едва не столкнулись перед самым финишем. По правилам, левый галс обязан уступить дорогу правому, но и правый нарушил эти самые правила, сблизившись на опасное расстояние с кораблем соперника.
Больше приключений не было, гонка закончилась благополучно: «первым пришел на линию окончания гонки Королевский катер, лейтенант Карказ, а вторым баркас корвета «Удав», лейтенант Вальд, и судьи гонки присудили первый приз – морской револьвер системы Кольта в серебряной оправе, и лейтенанту Вальду второй приз – карманный револьвер отличной работы того же мастера».
Как видим, гонки на гребных судах проводились как минимум два раза в год. С появлением в Николаеве яхт–клуба традиция проводить гонки парусных судов не исчезла, о чем с детской ностальгией рассказал капитан дальнего плаванья Михаил Иванович Григор в своей книге «Море – моя судьба»: «Бывать в яхт-клубе самостоятельно мне еще не разрешали. Расположен он был довольно далеко от нашего дома. Но когда я был там с родителями (посещать яхт-клуб в выходные дни разрешалось всем, за плату, конечно), я обшаривал и осматривал все уголки этого живописного места. И для меня там было огромное число увлекательных вещей. Прежде всего, неподалеку от пристани, на глади реки Буг, на буйках и якорях стояли великолепные яхты, названия которых я помню до настоящего времени. Это были: огромная океанская яхта «Бурун» с вооружением тина «КЭЧ» с традиционным прямым форштевнем, длиннейшим бушпритом и двумя парами шлюпбалок, на одной из которых был подвешен довольно большой вельбот из красного дерева.
Неподалеку, на буйке, стояла крейсерская яхта поменьше — «Мираж». Это была очень красивая яхта. Идя в свежий ветер под большим креном, она представляла исключительно эффектное зрелище. Третьей по величине яхтой была построенная с набором обшивки из красного дерева «Лада». Внешность «Лады» была прекрасной. Однако несмотря на то, что на нее возлагались надежды «бить» на регатах яхты одесских яхт-клубов, эти надежды она не оправдывала. «Лада» была постоянной участницей парусных воскресных регат. Помимо этих крупных яхт, в летний сезон на рейде яхт-клуба стояли крейсерские яхты — «Валькирия», «Волна», опытным рулевым которой и, следовательно, постоянным командиром, был друг нашей семьи — мой первый учитель морского дела Яровицкий. Остальные яхты были типичными «гонщиками» (характерное название тех времен), сравнительно легкими на ходу, с большой маневренностью».