Истории Николаева: Тайна Девичьего монастыря
Продолжая разбираться в хитросплетениях нашей истории, попробуем выяснить, о каком славном монастыре в Витовке над Бугом писал российский историк Андрей Мейер:
« …В 1233 и в 1236 годах Мунгальские татары под предводительством разных сыновей Чингис Хана, наводнили всё нынешнее Екатеринославское Наместничество и Очаковскую землю, разорили славный Девичий монастырь в Витовке над Бугом,…
С того времени Очаковская земля оставалась беспрестанно то во владении сих татар, то поляков и литовцев, которых Великий Князь Владислав отнял у татар и всю над Бугом лежащую страну.
Преемники сего Владислава в сей стране даже столицу свою имели, и остатки пространного сада, равно как и искусные на песчаном местоположении водоводы близ Витовки напоминают еще о пребывании здесь Больших Князей Литовских Витолда или Александра, и Богдана Свентригелла».
Поскольку книга Андрея Мейера «Повественное, землемерное и естествословное описание Очаковския земли, содержащееся в двух донесениях» является раритетом, и свободного доступа к ней нет, то остается только догадываться, из каких источников автор черпал свои сведения. Попробуем разобраться в этом сами.
Сразу бросается в глаза название монастыря – славный Девичий. Так на Руси монастыри не называли. Обязательным в названии было упоминание святого (или святой), в честь которых назван монастырь. Например, Богородицы Покрова или Петропавловский, Петра и Павла на Сильнище. Часто монастырь назывался по имени монаха, основавшего его, либо именем человека, пожертвовавшего деньги на строительство монастыря. Это первое видимое несоответствие в цитате из книги А.Мейера. Второе - слишком удален монастырь от крупных городов.
«Характерным для Руси было то, что с середины XI в. монастыри основывались в пределах городов или очень близко к ним, в пригородах. Монастыри в XI - середине XIV в. располагались в черте города в близких пригородах, а это приводило к тому, что они не имели возможности полностью отойти от светской жизни. Древнерусские монастыри были связаны не только с представителями отдельных членов княжеских или знатных семей, но и непосредственно вовлекались в политическую жизнь общества». (Бълхова М.И. Монастыри на Руси XI–середины XIV века).
У того же автора находим еще одну интересную информацию: «Посмотрим теперь, где основывались монастыри в XIII в. В Киеве, на Правобережье, возникло 9 монастырей, в том числе один в Киеве, по 2 в Луцке и Владими-ре-Волынском и 4 сельских. Все они были мужскими. Исключив из общего числа основанных в IX-XIII вв. монастырей те из них, которые разрушены, и те, которые позднее XIII в. не упоминаются, получим общее количество монастырей, существовавших в конце XIII в. Довольно много оказалось на Украине – 18 городских и 5 сельских, всего 23 монастыря, все мужские».
Откуда взялся славный Девичий монастырь? Ни в одном списке православных монастырей его нет. Очень похожее название носит Хорошев Вознесенский девичий монастырь в Харьковской области, но он был основан в средине XVII века. Правда, и Мейер не дает нам точной даты основания монастыря в Витовке и его разорения. И при чем здесь Витовка?
Напрашивается вывод о том, что историк писал о планируемом, но так и не построенном при жизни Г.А. Потемкина монастыре в Витовке. Князь Потемкин-Таврический так писал к Амвросию, архиепископу Екатеринославскому 25 июля 1789 года: "В высочайшем Ея Императорскаго Величества мне рескрипте от 6 дня сего месяца, за собственноручным Ея Величества подписанием между прочим изображено: монастырь на Витовке, что близ устья Ингула, повелеваем устроить, под названием Спасо-Николаевскаго, присвояя ему степень бывшего Симонова монастыря, а архимандриту энкольпион и служение Киево-Печерской Лавры, но с зависимостью от архиепископа Екатеринославскаго, и в сие звание архимандрита, произвесть находящагося при армии игумена Моисея».
В этом случае становится понятным упоминание об остатках «пространного сада, равно как и искусные на песчаном местоположении водоводы близ Витовки». Ведь это точное описание сада в честь Софьи Витт и купальня Потемкина! После смерти князя сад пришел в запустение и производил впечатление части чего-то грандиозного, и, как показалось Мейеру, очень древнего. Например, славных времен Витовта и его преемников. Но о какой столице идет речь? Разве польские короли или литовские князья переносили когда-либо столицу в такое отдаленное место? Впрочем, Очаковская земля занимала довольно обширное пространство от Южного Буга до Днестра и имела ряд крупных городов, основанных в XIV-XV веках. Прежде всего это Дашев, Хаджибей и Каравул на Днестре. Но можно ли хоть один из них считать столицей? Вряд ли. В основном это были порты для торговли с черноморскими соседями.
Известно, что польский король Владислав II Ягайло в 1415 году отправил из Хаджибея несколько судов с хлебом в Грецию, «терпевшей в это время большой недостаток в съестных припасах вследствие опустошения окрестностей константинопольскими турками» (Ф.Брун).
Польский историк XVI века Сарницкий рассказывал, что возле Видова озера в Бессарабии стояла каменная стена, по которой великий литовский князь Витовт ездил в море на полмили в знак своего владычества над Сарматским (Черным) морем. Филипп Брун считает, что это могла быть плотина для облегчения переправы в половодье между городищами Паланка и Маяки.
Больше рассуждать о столице нет смысла. На Днепре было село, принадлежавшее лично Витовту, но вряд ли о нем можно говорить, как о столице, тем более, что заселено оно было татарами.
Что сказать о датах, упоминаемых Мейером? Практически все летописи этого периода рассказывают о междоусобицах русских князей. Даже битва на Калке 1223 года упоминается не всеми летописцами. Первое появление татар никто не воспринял, как реальную угрозу, хотя половцы предупреждали русских князей о надвигающейся опасности. Как всегда, им никто не поверил, и русские земли больше всего пострадали от набега татар, преследовавших половцев. Но 1233 и 1236 даты для появления татар сомнительные, хотя какие-то отряда старшего сына Чингисхана Джучи могли время от времени наведываться в свои новые владения.
Вот что писал о Джучи Лев Николаевич Гумилев: «В поведении Джучи имелись некоторые устойчивые стереотипы, сильно отличавшие его от Чингиса. Если для Чингисхана не существовало самого понятия пощады к врагам (он оставлял жизнь лишь маленьким детям, которых усыновляла его мать Оэлун, и доблестным багатурам, принимавшим монгольскую службу), то Джучи отличался гуманностью и добротой».
Вряд ли бы он позарился на мифический Девичий монастырь, который насчитывал от 3 до 10 монахинь (при том условии, что монастырь существовал бы на самом деле).
Регулярные набеги на русские города начинаются в 1237 году, уже после смерти Джучи Почему именно в это время? «На курултае (сейме) в Монголии в 1229 г. решено было послать 30-тысячную армию для завоевания стран к северу от Каспийского и Черного морей; но она почему-то не была отправлена, и только на курултае 1235 г. осуществилось это намерение. Начальство над армией было поручено Батыю, к которому приставлен ноян Субугедай, участвовавший в первом нашествии монголов на Россию…По первоначальному плану Батыю предполагалось дать 30000 войска; нет основания думать, что это число было потом изменено в ту или другую сторону». (Энциклопедии Брокгауза и Ефрона)
Что еще можно сказать? Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. У нашего края и так достаточно славная история, богатая различными событиями. Нужно ли придумывать что-то еще дополнительно?
Автор статьи: Николай Пономаренко