Александр Ясинский: «12-летнее образование – скорее еще один «поклон» Евросоюзу»

19.05.2016
1038
Александр Ясинский: «12-летнее образование – скорее еще один «поклон» Евросоюзу»

С приходом нового министра образования вновь возникла тема введения обязательного 12-летнего образования в школе. Лилия Гриневич упорно отстаивает необходимость перехода украинских школ к системе обучения школьников на протяжении долгих двенадцати лет. Планируется сделать пятилетнее начальное образование (практически до 12 лет), четырехлетнее – среднее (до 15 лет), и трехлетнее старшее – до 18-19 лет. По этому поводу мы решили поговорить с депутатом Николаевского областного совета Александром Ясинским.

- Что вы думаете по поводу стремления министерства образования увеличить количество лет обучения для общеобразовательных школ?

- Стремление правительства, власти, в Европу начинается и заканчивается декларированием реформ, но не внедрением качества этих реформ. В нынешних школах нет элементарного – учебников. Обучение физике, химии, проведение лабораторных работ проходит на основе устаревшего оборудования, без обновленных препаратов, а чаще всего – при полном их отсутствии. В большинстве сельских школ нет достаточного количества компьютеров, нет интернета, нет исторических и географических карт, нет спортивного инвентаря… Учителя проходят переподготовку, повышают свою квалификацию с учетом новых информационных технологий, а приезжая в свои школы продолжают работать с мелом и доской, так как не обеспечены ни чем. Создается впечатление, что министры настолько оторваны от реальности, что забыли об элементарных вещах: качество обучения напрямую зависит от материально-технического обеспечения школ.

- Вы часто общаетесь с руководителями школ Жовтневого района. Наверняка они делятся с Вами своими проблемами. Думаю, Вы уже достаточно изучили состояние школ, системы обучения. На что нужно в первую очередь обратить внимание?

- Особого внимания заслуживают программы обучения. Они не отображают реалий сегодняшнего дня, кроме того, не соответствуют возрастным особенностям учащихся школ. Учебники составлены таким образом, что не помогают получить знания по некоторым предметам, а наоборот, препятствуют восприятию информации. В текстах допускаются грамматические и орфографические ошибки, что также не способствует повышению уровня знаний. Правила в украинском языке написаны настолько запутанно-туманно, что дети не могут их понять и запомнить.

Алгебра, геометрия, физика, химия перегружены информацией, превышающей возможности и способности воспринимать её школьниками. Из школьной программы «выброшены» произведения выдающихся русских классиков по политическим мотивам. Историю переписывают с приходом каждого нового правительства. Уже ни учителя, ни дети, ни их родители не знают, как трактовать то или иное событие.

- Согласна, учебники и программы ужасные. Детям сложно учиться, а педагогам работать.

- Всем нелегко: школьникам, учителям, родителям. Во многих школах нет групп продленного дня, медицинские работники приходят в учебное заведение два-три раза в неделю. Все это происходит из-за экономии денежных средств, выделяемых на образование. Учителя вынуждены выживать в сложнейших социально-экономических условиях. Они отрабатывают свое педагогическое образование, получая распределение на работу в сельскую местность, где им не предоставляется ни жилье, ни нормальные бытовые условия, необходимые молодежи. После ВУЗа им не выплачивают, так называемые, «подъёмные» на обустройство в новом месте. Чаще всего молодые педагоги пытаются поскорее уехать из неперспективных населенных пунктов.

- Непонятно стремление власти к 12-летнему школьному образованию.

- 12-летнее образование – скорее еще один «поклон» Евросоюзу. Правительство решило «прогнуться» перед Европой. Но евроинтеграцию нужно начинать не с увеличения количества лет обучения, а с улучшения качества знаний, с того, чтобы пересмотреть программы и убрать лишние предметы, а добавить те, которые подготовят юношей и девушек к взрослой жизни, научат правильно реагировать на обстоятельства, будут способствовать развитию мышления, умению вести бизнес. Радует только то, что к выпуску 12-летней школы общество придет к 2029 году, если приступит к этим «мучениям» в 2018 году.

Как-то пугает тот факт, что наших деятелей образования в первую очередь волнует приведение в соответствие к евростандартам не качество обучения, не состояние материально-технической базы общеобразовательных школ, особенно, в сельской местности, не повышение заработной платы учителям, а количество лет обучения. Если не будет изменений в программе, в учебниках, в подходах к самой системе образования, то хоть десять лет учи, хоть двадцать – результат будет нулевой. Давайте будем учить таблицу умножения не три недели, а полтора года, а буквы выучим за два, читать научим детвору за три года. Важнее – в какой форме это делать и с каким содержанием. Мы видим только одну форму получения образования – школьную. И одну сложившуюся форму организации учебного процесса – классно-урочную систему. Она не менялась сотни лет, не менялись методы обучения.

В США хотели реформировать образование ради процветания нации, в Польше – ради того, чтобы вывести образование на европейский уровень, а в Украине… чтобы все сдали ВНО, и сели за парты на 12 лет. Прежде всего, чиновники должны ответить себе и нам на вопросы: почему увеличить количество лет обучения, кто и как будет заниматься и управлять этим процессом, какие надо предусмотреть в бюджете расходы на образование и какой должен быть результат.

- Вы правильно говорите о заработной плате учителя. В странах Европы учитель чувствует себя защищенным, независимым. А у нас педагоги работают за гроши. Как они могут повышать уровень своей образованности, не имея достаточного количества денег в домашнем бюджете, например, на приобретение литературы, компьютерной техники; какая у них может быть мотивация дополнительных занятий с учащимися?

- Среди актуальных вопросов, которые надо решить, – зависимость зарплаты учителя от его работы. Сегодня учитель – урокодатель. И это неправильно. Если мы провозглашаем детоцентризм, индивидуализацию обучения, то должны стимулировать учителя к индивидуальной работе с детьми. Думаю, что программа старшей школы должна предусматривать не более чем 10 предметов, из которых половина – профильные. Могут добавить еще один год обучения, а в программе предусмотреть предметы первого курса университета. Надо проработать учебный план, программы, учебники, чтобы не перемудрить самих себя. В результате непродуманности заложниками ситуации опять окажутся дети, родители, учителя, которые останутся наедине со своими проблемами, с теми же зарплатами. Проблемой будет уже традиционное недофинансирование образования, а значит – сложность создания материальной базы для школы. Особенно в селе. Нужно менять систему оплаты труда педагогов. Учитель должен получать заработную плату, как министр.

- Многие родители не поддерживают идею 12-летнего обучения еще из-за «скороспелости» нашей молодежи, раннего полового созревания. Направляясь в Европу, нам нельзя забывать о том, что Украина – между Востоком и Западом. У нас много традиций, близких к восточной культуре, например, ранние браки.

- Когда встречаюсь с родителями школьников, они поднимают и эти вопросы. Дети рано взрослеют, особенно в сельской местности. У 15-17летнего человека уже сформированы рефлексивные механизмы мышления, то есть он может переложить на себя то, что видит в других людях, и определять свою цель в обществе. А в 18-19 лет – это взрослые, сформировавшиеся люди, имеющие не только собственную позицию, но и готовые к созданию семьи, продолжению своего рода. Они в этом возрасте могут работать, зарабатывать, заботиться о других членах семьи. Государство должно думать не только о качестве среднего, но и высшего образования, о создании рабочих мест, о развитии производства. Но это уже другая история.

В нашей стране много реформ, однако, ни одна из них не доведена до логического завершения. Ни одно реформирование не привело к повышению благосостояния граждан, к росту социально-экономической мощи государства. Реформа ради реформы. Образованность, интеллект зависят не от количества лет, проведенных за скучными учебниками, старыми партами, а от качества общения с хорошим учителем и умной книгой. Источник: izvestia.nikolaev.ua

Новости дня

Читайте еще

Автогражданка и ДГО: как можно сэкономить на страховках?
По статистике Министерстве внутренних дел в Украине, в среднем, каждые три минуты происходит ДТП. Последствия любой аварии - поиски виноватой стороны и дорогостоящий ремонт автомобилей-участников аварии. Чтобы решение подобных дорожных форс-мажоров проходил...
22.09.2021
3790
«Благодаря таким людям мы живем»: жители Николаева выразили признательность промышленнику Дерипаске за медцентр, который спас более тысячи жизней
Николаевские журналисты собрали реальные истории людей, которых вернули к жизни врачи Медицинского центра для лечения внебольничной пневмониеи.Врачи и спасенные ими люди стали настоящими героями украинских СМИ, как и уникальный медцентр Николаева. «За...
07.09.2021
11688
В Николаеве открывается настоящий РОБОПАРК
На огромной территории площадью 1000м2 в ТЦ «МОЙ ДОМ» будут собраны самые современные роботы со всего мира. Вашему вниманию будут представлены саме современные и не обычные роботы со всего мира: Робот- аниматроник в обличии великого Элвиса Пресли, исполнит свои лучшие...
07.09.2021
6644
«Вирус не исчезает, он мутирует» — врач рассказала, как Дерипаска помогает антиковидному госпиталю отразить третью волну пандемии
Николаевский антиковидный госпиталь собирается дать отпор новой армии противников – штаммам «Дельта», «Лямбда» и «британскому». Об этом в интервью журналистам рассказала Людмила Пихтерева, заведующая инфекционным госпиталем при городской больнице №5. Она отметила...
05.08.2021
6980

Новости партнеров

Вверх