В Николаеве демонтировали старинную трансформаторную будку: музей надеется получить ее в экспозицию

04.03.2020
1141

 

В Николаеве на днях приступили к демонтажу старейшей трансформаторной подстанции на углу улиц Спасской и Лягина. По состоянию на момент написания материала на месте уже установлена будка нового образца

В разговоре с рабочими, которые занимались изъятием аппаратуры из старого трансформатора, выяснилось, что будку якобы передадут в музей «Старофлотские казармы».

За комментариями мы обратились к заместителю директора николаевского областного краеведческого музея «Старофлотские казармы» по научной части Валерию Чернявскому. По его словам, о демонтаже старинной трансформаторной будки сообщили неравнодушные горожане.

«Данные будки идентифицируются началом 20 века. Они отражают важную веху технического развития нашего города – электрификации, которая и приходилась на этот период. Собственно, трансформаторные будки подлежат восстановлению и сохранению либо как часть аутентичного городского ландшафта, или одна из будок обязательна должна быть передана в Николаевский областной краеведческий музей для их дальнейшего сохранения как неотъемлемой части городской истории, культуры. Эти сооружения отражают важную страничку истории нашего города», - отметил он.

Валерий Чернявский подчеркнул, что очень часто гости города и сами николаевцы не замечают уникальных вещей и «артефактов». Старинные трансформаторные будки тому яркий пример – таких зданий осталось не более десятка по всему городу.

«В этом ключе давайте вспомним о положительном опыте, который у нас сложился с КП «Николаевэлектротранс», когда музею были переданы две клепанные опоры контактной сети – это первые опоры, установленные в день пуска электрического трамвая в городе в 1914 году», - отметил Валерий Чернявский.

По его словам, сейчас музей оперативно направил соответствующее письмо в АО «Николаевоблэнерго», но пока оно находится на стадии рассмотрения. В музее очень надеются, что уникальный уличный артефакт удастся получить и сделать тематическую композицию на открытой площадке «Старофлотских казарм», совместив с трамвайными опорами.

«Мы будет очень рады такому экспонату и приложим все усилия для реставрации будки, чтобы сохранить ее для следующих поколений. Это уникальная вещь и лет через 30-40 может приобрести совершенно иное значение», - пояснил замдиректора музея.

В качестве преображения трансформаторных будок Валерий Чернявский предлагает не только вариант передачи их в музей, но и благоустройство объектов для городского ландшафта с информационными табличками – таким образом «будка» преобразится из туристического объекта в экскурсионный.

Из истории:

«…Трансформаторные подстанции (в то время они назывались "трансформаторные киоски") начали устанавливать в июне 1914 года и предназначались они для обслуживания николаевского трамвая. Если же нанести на карту трамвайные пути начала 20-го века и места расположения подстанций - то легко в этом убедиться. Правда, по другим источникам, эти подстанции изначально строились для обслуживания осветительной сети города и вопросы об их установке были переданы трамвайной комиссии "в нагрузку". А по документам в Облэнерго они почему-то датированы 1912 годом и местом строительства указан "Бельгийский завод" (сейчас это ЧСЗ). Короче, этот вопрос требует дополнительного изучения.

В любом случае, все претензии к этим подстанциям сыпались на голову трамвайной комиссии. Так, например, в "Николаевской газете" от 14 июня 1914 г. появилась такая заметка:

«Письмо городской управы в трамвайною комиссию о трансформаторных киосках: Многие из господ гласных и граждан г. Николаева жалуются на крайне безобразный вид установленных у самых ходовых полос на тротуарах железных киосков для трансформации электрического тока. Эти киоски своим безобразным видом наносят ущерб домовладельцам в особенности тем, где расположены торгово-промышленные заведения. В виду того, что тип и конструкция будок не были согласованы и представлены в думу на одобрение, управа просит трамвайную комиссию сообщить — по чьему распоряжению допущено такое обезображивание городских улиц.

Тем временем по городу ползли слухи об истинном предназначении этих конструкций. Жители города разделились на два лагеря: одни считали, что это будут квасные будки, другие — общественные туалеты. В любом случае, высокое качество металла и клёпки — в то время основной корабельной технологии, примененной при строительстве трансформаторных подстанций — позволили простоять им почти столетие».

Источник: Свідок.info

Читайте еще

Автогражданка и ДГО: как можно сэкономить на страховках?
По статистике Министерстве внутренних дел в Украине, в среднем, каждые три минуты происходит ДТП. Последствия любой аварии - поиски виноватой стороны и дорогостоящий ремонт автомобилей-участников аварии. Чтобы решение подобных дорожных форс-мажоров проходил...
22.09.2021
3790
«Благодаря таким людям мы живем»: жители Николаева выразили признательность промышленнику Дерипаске за медцентр, который спас более тысячи жизней
Николаевские журналисты собрали реальные истории людей, которых вернули к жизни врачи Медицинского центра для лечения внебольничной пневмониеи.Врачи и спасенные ими люди стали настоящими героями украинских СМИ, как и уникальный медцентр Николаева. «За...
07.09.2021
11693
В Николаеве открывается настоящий РОБОПАРК
На огромной территории площадью 1000м2 в ТЦ «МОЙ ДОМ» будут собраны самые современные роботы со всего мира. Вашему вниманию будут представлены саме современные и не обычные роботы со всего мира: Робот- аниматроник в обличии великого Элвиса Пресли, исполнит свои лучшие...
07.09.2021
6644
«Вирус не исчезает, он мутирует» — врач рассказала, как Дерипаска помогает антиковидному госпиталю отразить третью волну пандемии
Николаевский антиковидный госпиталь собирается дать отпор новой армии противников – штаммам «Дельта», «Лямбда» и «британскому». Об этом в интервью журналистам рассказала Людмила Пихтерева, заведующая инфекционным госпиталем при городской больнице №5. Она отметила...
05.08.2021
6981