На Николаевщине из-за правовой «коллизии» остановилась реализация инвест-проекта по строительству нового порта

29.02.2020
1168

Николаевщина в очередной раз доказала, что инвесторам тут не рады. Яркий тому пример: попытка построить новый портовой терминал для развития экономики региона, создания новых рабочих мест обратилась «законодательной» коллизией. Проект уже 10 лет фактически замороженный. Речь пойдет о предприятии «Термінал – Укрхарчозбутсировина» (далее «Терминал- UPSS»).

Об этом стало известно в ходе пресс-конференции «Развитие морской отрасли Украины. Риски для реализации инвестиционных проектов».

В качестве предистории, директор «Терминал UPSS» Дмитрий Фалько рассказал, что предприятие начало свою работу еще с 1990 года. Сейчас компания специализируется на перевалке грузов «пищевого налива», к примеру, подсолнечного масла.

«На протяжении 10 лет мы прилагаем усилия для реализации проекта развития портовой инфраструктуры в Николаевском морском порту. Эпопея началась еще в 2010 году, - рассказал он. – Невзирая на простой процесс функционирования порта, реализовать это в наших условиях и обстоятельствах очень трудно».

Если углубляться, то с 2010 «Терминал UPSS» занимался оформлением земельных участков, необходимых для строительства портового терминала, и все проходило в штатном порядке – участки были одобрены. Предприниматели уже были готовы начать стройку на наземной части – на руках имелись соответствующие разрешения, но буквально в тот же день прокуратура Николаевской области оспорила предоставление в аренду компании одного из земельных наделов.

«Проект оказался заморожен. В течении двух лет длилась судебная эпопея: мы выиграли суд первой инстанции, апелляционную инстанцию, а кассационная инстанция вернула все в суд первой инстанции, но мы снова одержали победу. Но, в 2018 году Высший суд вынес новое решение, отменив все предыдущие документы, в том числе, договор аренды земли, разрешение облгосадминистрации по аренде земли», - отметил Дмитрий Фалько.

В решении суда тогда указывалось, что Николаевская ОГА не имеет полномочий для выделения земельного участка для размещения порта – это прерогатива «Кабмина». Но, даже обращение в Кабинет министров ни к чему не привело – в ведомстве не указали четкую правовую позицию. Инвестпроект так и «завис» в воздухе.

«Мы просто бегаем из кабинета в кабинет с бумагами, а результата никакого нет. Ситуация сейчас заведена в тупик. Разрешение ситуации, в любом случае, требует законодательных изменений. Подобные изменения были уже нами инициированы в рамках «Бизнес варты», Европейской бизнес ассоциации и адвокатам», - подчеркнул Фалько.

Директор Ассоциации «Бизнес-Варта» Ольга Матвеева отметила, что инвестиционный проект «Терминала- UPSS» включен в Стратегию развития портов Украины-2038. Более того, документ утвержден Кабинетом министров Украины. Но несколько лет большую часть пунктов стратегии невозможно реализовать.

«Стратегии – это прекрасно. Но их не всегда можно реализовать из-за коллизий в законодательстве, либо в креслах чиновников находятся люди, которым не интересно реализовывать данный проект», - отметила она.

Коллега Дмитрия Фалько, руководитель компании Risoil S.A. Шота Хаджишвили, подчеркнул, что попал в аналогичную ситуацию с реализацией проекта по строительству нового пирса на стыке существующих причалов порта Черноморск. Компания до сих пор не получила соответствующих разрешительных документов для отвода земли и водной акватории. Невозможно даже приступить к проектированию из-за отсутствия согласования с Мининфраструктуры.

В ходе пресс-конференции представители «Бизнес-Варта» подчеркнули, что существенным препятствие инвесторам приносит именно отсутствие ряда гарантий действующим законодательством. К тому же инвестор может за свой счет проводить только строительство на суше, а вот дноуглубление, ремонт причалов и прочие работы в акваториях возложены на плечи государства. Но не всегда эти работы проводятся должным образом и в нужном объеме, что также существенно затрудняет развитие отрасли и портового бизнеса. 

В свою очередь, директор Ассоциации «Бизнес-Варта» Ольга Матвеева подчеркнула, что ее организация была создана именно для защиты интересов предпринимателей.

«Именно наша ассоциация, исходя из проблем, которые возникали в ходе работы бизнеса по реализации инвестиционных проектов, изучает эти недостатки и пытается их устранить. - подчеркнула она, - Это важно, чтобы экономика Украины укреплялась, а экономическая безопасность возрастала».

Яркий пример «законодательной коллизии» - отсутствие согласования положений статей в Водном и Земельном кодексах Украины. Так, согласно ч.3 ст. 59 ЗКУ предусматривается, что земли водного фонда передаются в постоянное пользование госпредприятиям для выполнения возложенных на них функций, но не исключается возможность частным субъектам для размещения и обслуживания объектов портовой инфраструктуры. Однако в «водном кодексе» указано, что такие земли не могут передаваться для размещения портов и т.д.

В ходе встречи юрист Ассоциации «Бизнес-Варта» Андрей Наход отметил, что отсутствует механизм согласования с Министерством инфраструктуры отведения земель и водного пространства - сперва необходимо получить заключение о безопасности судоходства. Но этот документ не выдадут без анализа проекта строительства в портовой акватории, а заказ инженерных работ невозможен без оформления права собственности на землю. Собственно говоря, чтобы получить заветную землю необходимо согласование все того же Министерства инфраструктуры – система больше смахивает на замкнутый круг.

Резюмируя, Дмитрий Фалько отметил, что очень надеется на помощь Министерства инфраструктуры, Кабинета Министров Украины и народных депутатов для устранения созданной «законодательной коллизии» и скорейшую реализацию масштабного инфраструктурного проекта на Николаевщине. Кроме того, будет подготовлено соответствующее обращение в Инвестиционный совет при Президенте Украины.

 

 

Источник: svidok.info
Подписывайся на нас в Telegram
порт инвестиции Николаев коллизия

Читайте еще

Автогражданка и ДГО: как можно сэкономить на страховках?
По статистике Министерстве внутренних дел в Украине, в среднем, каждые три минуты происходит ДТП. Последствия любой аварии - поиски виноватой стороны и дорогостоящий ремонт автомобилей-участников аварии. Чтобы решение подобных дорожных форс-мажоров проходил...
22.09.2021
3790
«Благодаря таким людям мы живем»: жители Николаева выразили признательность промышленнику Дерипаске за медцентр, который спас более тысячи жизней
Николаевские журналисты собрали реальные истории людей, которых вернули к жизни врачи Медицинского центра для лечения внебольничной пневмониеи.Врачи и спасенные ими люди стали настоящими героями украинских СМИ, как и уникальный медцентр Николаева. «За...
07.09.2021
11691
В Николаеве открывается настоящий РОБОПАРК
На огромной территории площадью 1000м2 в ТЦ «МОЙ ДОМ» будут собраны самые современные роботы со всего мира. Вашему вниманию будут представлены саме современные и не обычные роботы со всего мира: Робот- аниматроник в обличии великого Элвиса Пресли, исполнит свои лучшие...
07.09.2021
6644
«Вирус не исчезает, он мутирует» — врач рассказала, как Дерипаска помогает антиковидному госпиталю отразить третью волну пандемии
Николаевский антиковидный госпиталь собирается дать отпор новой армии противников – штаммам «Дельта», «Лямбда» и «британскому». Об этом в интервью журналистам рассказала Людмила Пихтерева, заведующая инфекционным госпиталем при городской больнице №5. Она отметила...
05.08.2021
6981