Новая Одесса. На земле и под землей
На земле
Сто лет назад люди собирались на Троицу в храме Святого Георгия Победоносца. Первые сведения о нем появились еще в 1779-м году. Сначала это была православная часовня, а в 1812-м году на деньги прихожан была построена новая каменная однопрестольная церковь, а в 1822-м году - колокольню. Почти пять тысяч человек составлял приход этой церкви.
Вот что рассказал в своих воспоминаниях житель Новой Одессы Иван Федорович Чеботарь: «Здание церкви было большим, внутри имелась роспись. На центральном куполе были изображены ангелы. Всего же куполов было два: один над самим зданием храма, другой – над колокольней. На колокольне было пять колоколов. Самый большой был более одного метра в диаметре». (Иерей А. Чурсин. История церковных приходов Новоодесского района)
В 30-х годах прошлого века церковь разрушили. От былого величия остался фундамент, на котором построили учебный корпус средней школы №2 да чугунный забор. Об этом рассказал наш гид по Новой Одессе Стас Возиян: «При строительстве школы обнаружили часть фундамента школы, а когда строили школьный стадион – могилы священников, похороненных когда–то на территории церкви. Экскаватор рыл котлован и выбрасывал на землю остатки церковной утвари, одежды и человеческих останков».
Рядом с церковью проходил Елизаветградский или Елизаветинский тракт, так что, въехав в Новую Одессу, путник тут же мог помолиться и поблагодарить Бога за благополучное окончание поездки.
Теперь это улица Бугская, и о том, что некогда здесь был тракт, напоминает уложенная много лет назад брусчатка.
Церковь Святого Георгия Победоносца восстанавливается на другом месте, ближе к Кургану Славы. Надеюсь, что судьба этого храма будет более счастливой, чем судьба его предшественника.
На сравнительно небольшой территории городского парка сосредоточилась почти вся история Новой Одессы. Здесь находятся:
- памятный знак в честь основания города в 1776-м году;
- братская могила памятник жителям Новой Одессы, замученным немецкими захватчиками в 1944-м году. Около сотни человек расстреляли фашисты, уходя из города. О том, где происходили казни местных жителей – немного ниже.
- памятник советским солдатам и офицерам, погибшим в боях за Новую Одессу. Несколько тысяч наших солдат сложили свои головы, освобождая этот город и переправляясь через Южный Буг в район Ковалевки и Андреевки.
- мемориал Героев Советского Союза, уроженцев Новоодесского района;
- памятник евреям, расстрелянным в сентябре 1941-го года;
- крест в память жертв Голодомора 1933-го года;
- памятник жертвам Чернобыля.
Остается добавить, что все памятники практически в идеальном состоянии.
Кроме того, на стене СШ №2 к 20-летию Победы установлена мемориальная доска с именами выпускников школы, погибших к годы Великой Отечественной войны. Тогда же в стену вложили капсулу с письмами учеников школы будущим поколением. Планировалось извлечь эти письма в 2000-м году, но, как рассказал нам Станислав Возиян, делать этого не стали…
По улицам города
Через дорогу от бывшего храма Георгия Победоносца находится… книжный магазин.
– Там глубокий подвал, - сообщил нам Стас. - Говорят, что он соединялся подземным ходом с церковью. Пошли, посмотрим.
Подвал действительно оказался большим и глубоким, но, осмотрев его, мы не нашли никаких следов подземного хода, кладка стен везде была одинаковой, замурованных проемов не обнаружилось.
- Я сейчас покажу вам то, что обычно никому не показывают. Идите за мной. - наш гид энергичной походкой двинулся вперед. Мы старались не отставать, но и не особо спешили, стараясь рассмотреть побольше нового для себя. Со стены одного из домов на нас задумчиво смотрел Анатолий Поперечный. Знаменитый поэт родился в Новой Одессе двадцать второго ноября 1934-го года. Возможно, воспоминания о родных местах и подвигли его на создание многих полюбившихся нам песен, таких, как «Соловьиная роща», «Малиновка», «Аист на крыше», «Трава у дома» и многих, многих других.
Несколько строк одного из стихотворений Анатолия Поперечного:
Домик окнами в сад
Там, где ждёт меня мама,
Где качала мою по ночам колыбель.
Домик окнами в сад
Заметает упрямо
Золотой листопад,
Я сюда возвращусь,
Может быть слишком поздно,
Южный ветер ночной
Запах яблонь принёс.
Домик окнами в сад,
Ты приснился мне просто,
В той стране-стороне,
Где пошло всё на снос.
После смерти поэта в 2014-м году жители Новой Одессы установили мемориальную доску в память о своем знаменитом земляке.
Мы остановились на улице Маслозаводской у сохранившегося до наших дней здания первой местечковой больницы, но мемориальной доски в честь ее основания не нашли. Зато увидели другую – о выступлении в этом здании Г.И. Петровского. И тут он успел отметиться…
Новая больница на 16 коек с родильным, инфекционным и хирургическим отделениями, а также амбулаторией и аптекой была открыта в 1909-м году. Огромная заслуга в этом доктора А.П. Сеславинского и его помощника фельдшера И.А. Абрамова.
В Новой Одессе есть улица Сеславинского, так что, если кому придется на ней побывать, знайте, в честь кого она названа: Александр Петрович Сеславинский, земский врач. Родился в 1872-м году, учился в Казанском университете, окончил курс лекарской подготовки в 1903-м. Проработал врачом тридцать пять лет, скончался в Новой Одессе в 1936-м году.
Улица Жовтневая. В доме, построенном еще в 1905-м году, долгое время находилась типография. Но не она была целью нашего путешествия.
- Вот, синагога, правда, уже давно не работает, - Стас остановился у полуразрушенного здания.
О том, что это еврейское культовое сооружение, указывала минора над окном, да стилизованная звезда Давида. Оказалось, синагога закрылась давным–давно, в ней был детский сад, а потом трансформаторная подстанция. Бетонные основания под трансформаторы до сих пор остались в одном из помещений. Как рассказал нам Станислав Возиян, синагога состояла на учете в какой-то международной еврейской организации, но сейчас выкуплена частным лицом. Что с ней собираются делать – неизвестно, но синагога внесена в список памятников градостроительства и архитектуры местного значения.
Как нам кажется, местечковая еврейская община играла важную роль в жизни Новой Одессы, но трагедия коснулась и ее.
Как уже говорилось, в 1941-м году немцы расстреляли много местных евреев, и пусть никого не вводят в заблуждение размеры крошечного еврейского кладбища на окраине Новой Одессы, – примерно десять на десять метров – настоящие его границы намного больше. Сквозь густую траву проступают очертания каменных столбов от старых ворот, и находятся они далеко от нынешней каменной ограды этого погоста. Сколько на самом деле там было похоронено людей – не знает никто.
Улица Ипатенко, бывшая «Шлях до комунізму». В честь кого названа улица, сказать трудно. В Новой Одессе было два человека с такой фамилией, прославивших впоследствии свою родину: проректор Московской ветеринарной академии Н.Г. Ипатенко и сотрудник Министерства Иностранных дел СССР П.А. Ипатенко. По поводу прежнего названия Стас рассказал такую историю: «Как-то мне пришла в голову интересная мысль. Нумерация улицы «Шлях до комунізму» начиналась от колхозных ферм и заканчивалась у городского кладбища. Так что дорога в коммунизм заканчивалась для нас без вариантов кладбищем. Очень символично».
Улица Мельничная. Пожалуй, самая богатая историей улица. Мельница стоит на ней и до сих пор, но это современное предприятие. Особенность улицы Мельничной состоит в том, что она проходит по руслу высохшей реки. Проезжая по Новой Одессе, все, наверное, обращают внимание на мост, но никто не видит под ним реки.
- Когда-то здесь была полноводная река, - рассказывает Станислав Возиян очередную историю. – Была пристань, к которой причаливали баржи. Они грузились пиленым камнем, овощами из засолочного цеха, который сохранился до сих пор, и везли все это в Николаев. Когда построили дамбу, речка заилилась, а потом и вовсе пересохла. Местность эта называется Ниршинская балка, и речка, наверное, называлась Нирша, точнее не скажу.
Справедливости ради добавим, что река пересохла не вся, небольшой ручеек все-таки течет под одной из каменных арок моста.
Если перейти через мост, то можно попасть в конюшни Одесского уланского полка, расквартированного здесь в начале 19-го века. В первозданном виде конюшни не сохранились, помещение неоднократно перестраивалось, а после большого пожара исчезла фасадная стена. Следы пожара можно увидеть и сегодня. Теперь здесь склад строительных материалов.
Вот вкратце и все, что мы узнали о Новой Одессе. Дальше наш путь лежал под нее.
Под землей
Побывать в Новой Одессе и не спуститься в катакомбы – все равно, что быть на море и не искупаться в нем. Подземелья всегда манили людей своей таинственностью и непредсказуемостью. Что ищут люди вдали от солнечного света и тепла? Каждый свое, но, как нам кажется, главное – это непередаваемые ощущения какого-то спокойствия и внутренней гармонии. Нет ни страха, ни тревоги, все проблемы остались наверху, а здесь человек остается наедине с первобытной природой и ощущает себя совершенно не так, как наверху.
Нашими проводниками по подземелью были Станислав Возиян и Андрей Чурилов. Оба знают катакомбы с детства. Много лет назад тринадцатилетний Стас с приятелем спустился с приятелем в катакомбы и заблудился там, а его ровесник Андрей их нашел…
По дороге к подземному городу стоит стела с табличкой. Как оказалось, памятник жертвам фашизма.
– Здесь недалеко расстреливали наших людей, - пояснил Андрей Чурилов. – Я покажу вам стену, где это происходило.
Это и есть та стена, возле которой были расстреляны десятки людей. Следы пуль хорошо сохранились до наших дней, и долго еще будут напоминать о мученической смерти, которую приняли здесь ни в чем не повинные люди. Непонятная жестокость немцев перед уходом из Новой Одессы в марте 1944-го года…
Вход в подземелье – в нескольких метрах от стены. Из прохода веяло холодом, ни Стас, ни Андрей, ни двенадцатилетний сын Стаса Жорикодеваться не стали, зато мы натянули на себя почти все теплые вещи, которые взяли с собой. Недалеко от входа присели на несколько минут, чтобы глаза привыкли к темноте. Пошли…
Главное отличие новоодесских катакомб от одесских, или, скажем, аджимушкайских в том, что здесь не водят экскурсий. Следовательно, новоодесские катакомбы не прибраны. Здесь под ногами много крупных и мелких камней, пластиковых бутылок и другого мусора. Приходящие сюда люди не заботятся о том, чтобы убрать после себя. Стены кроме полезной информации об опасностях исписаны фривольными рисунками и похабными надписями. Наши друзья рассказали нам о своих детских играх в катакомбах:
- Самой невинной забавой было узнать кого-то на ощупь. Играя в войну, бросали друг в друга камни и бутылки с бензином. Иногда это заканчивалось для кого-то плачевно.
Нашей целью было найти подземную церковь, на которую наткнулся заблудившийся когда-то Стас со своим товарищем. Хотелось увидеть своими глазами подземный храм, вырубленный неизвестно кем и когда. Но, увы, ничего не нашли. Мы не нашли даже то место, где Андрейнашел Стаса и его приятеля Славика. Прошло более двадцати лет, много воды утекло с тех пор. Кое-что забылось, а кое-что и нет:
- Сидим со Славкой, не знаем куда идти. Было не страшно, просто обидно, что нас не нашли. Тогда я сказал: «Я разобью себе голову камнем, а ты будешь меня съешь. Может хоть тебя найдут».
Трогательное детское представление о дружбе и чести: сам погибай, а товарища выручай. Старик Суворов продолжал воспитывать героев и через двести лет после своей смерти…
- Напоследок покажу вам еще одно место, - сказал Стас, когда мы выбрались на поверхность и переоделись. – Марсианский пейзаж и озеро с водой цвета медного купороса.
Карьер
Марсом оказался заброшенный карьер, в котором добывали камень открытым способом. Он давно заброшен и чем-то действительно напоминает иные планеты, какими их представляют режиссеры фантастических фильмов.
Посредине карьера есть небольшое озерце, вода в котором действительно необычного голубоватого цвета.
- Я ехал на велосипеде вдоль карьера, и случайно посмотрел на это озеро, - начал очередной рассказ Станислав. – Потом бродил велосипед, спустился сюда и долго бродил потрясенный не земной красотой.
Действительно, посмотреть есть на что. Одна стена котлована опускалась амфитеатром с вырезанными огромными местами для зрителей. Внизу по периметру – прямоугольные штольни, посредине – огромная арена. Кажется, сейчас соберутся люди, из одного входа выйдут гладиаторы, а из другого – дикие животные, с которыми гладиаторам придется сражаться. Ассоциации с Марсом и римским Колизеем не случайны: Марс был у римлян богом войны, так что все в этом мире взаимосвязано.
У «арены» есть одна интересная особенность: когда по ней кто-то идет, звук такой, как – будто идут по барабану. Пустота?
- Нет, - объяснил всезнающий Стас. – Просто порода почти до самой поверхности пропиталась водой, поэтому и такой непривычный звук, словно идешь по пустоте.
Сколько входов в катакомбы, и насколько далеко они тянутся – никто не знает. Ходят легенды о людях, которые заходили в катакомбы в одном месте, а выходили за много километров от входа. Вполне возможно, что старых камеленомен есть ходы к новым. По другой легенде, есть подробная карта катакомб, но ее владелец никогда и никому ее не показывал и не покажет. Насколько эти легенды соответствуют действительности – не знаем, но обязательно приедем сюда еще раз.
Сколько лет Новой Одессе?
Мы были уверены, что знаем ответ на этот вопрос, ведь все справочники в один голос утверждали, что «в 1776-м году над Южным Бугом был размещен Херсонский пикинерский полк, сформированный из запорожских казаков, основавших в том году ряд сел, в том числе и Федоровку. Название произошло от имени первого поселенца – запорожца Федора Осадчего». (История городов и сел Украины. Киев, 1971)
Новой Одессой Федоровка стала в 1832-м году в честь разместившегося здесь Одесского уланского полка.
- А что вы скажете об Алексеевском? – спросил Стас, и мы почувствовали какой-то подвох. Мы не слышали об этом ничего. – Фельдмаршал Миних в одном из своих донесений писал, что во время переправы через Южный Буг у села Троицкое он увидел ниже по течению большое православное село – Алексеевское.
Мы почесали затылки и пообещали разобраться с этим вопросом. Но оказалось, что раньше нас разобрался иерей Александр Чурсин, издавший в 2009-м году в издательстве Ирины Гудымкнигу под названием «От Федоровки до Новой Одессы. Путь сквозь века». Что замечательно в этой книге, так это то, что автор буквально в каждом абзаце делает ссылки на источник информации. Одна из ссылок – на капитальный труд под названием «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба» под редакцией подполковника генерального штаба А. Шмидта, СПб, 1863 год.
Вот что так говорится о Минихе и Алексеевском: «Выше Очакова на Буге было устроено предмостное Андреевское укрепление для прикрытия двух мостов и укрепленного лагеря, в который ссылались все больные и раненые по невозможности передвижения их за армиею*». (стр.22)
* Замечательно, что на плане этого лагеря, хранящегося в архиве военно–топографического депо, по левую сторону Буга обозначено обширное село Алексеевское, в котором было две церкви. Теперь селений этого названия нет по р. Буг в Херсонской губернии, но можно предполагать, что оно находилось на месте нынешнего посада Новой Одессы или близ села Троицкого и вероятно было русское раскольничье селение.
Так что вопрос: «сколько лет Новой Одессе» остается открытым. Добавлю, что Миних был в этих местах в 1737-м году.
Автор отчета: Николай Пономаренко