Николаевский судостроительный завод «Океан» превратился в пиратский порт
Николаевский судостроительный завод «Океан», имущество которого арестовано уже почти год, превратился в нелегальный порт, где, несмотря на запрет хозяйственной деятельности, сегодня осуществляется перевалка грузов. Между тем дальнейшая судьба завода, который сейчас больше похож на «пиратский порт», решается в судах.
Об этом говорится в сюжете НикВестей «Океан: «Пиратский порт».
В сентябре 2016 Печерский районный суд города Киева наложил арест на имущество предприятия. Решение суда прямо указывает, что запрещено пользоваться любым имуществом, в том числе заводской акваторией, подходным каналом, кранами, набережными, железнодорожными путями и даже автомобильными дорогами на территории предприятия.
Позже Апелляционный суд Киева подтвердил это решение, изменив решение только в части ответственного за хранение имущества. Сейчас именно следователем Генеральной прокуратуры Украины поручено хранить имущество завода. Именно они несут ответственность за использование причалов и акватории несмотря на запрет суда.
Но суда вновь и вновь продолжают заходить в арестованную акваторию и пользоваться ресурсами завода для перегрузки и хранения грузов. Так 23 июня съемочная группа НикВестей зафиксировала пять грузовых судов, которые пришвартовались у причалов завода «Океан». Это «Rainbow», «Sea Breeze», «Vancouver», «Dorset» и «Aldwych». Четыре из них под флагом республики Того. Один имеет место регистрации республику Палау. Еще несколько лет назад эти суда были российской собственностью и ходили под флагом России.
Нам удалось пообщаться с морским агентом, который обслуживает указанные судна. Он подтвердил, что невзирая на запрет пользоваться имуществом и акваторией «Океана», суда зашли туда на ремонт и перегрузки. Более того, агент не отрицает, что разрешение на заход судов получается в устной форме.
— Часть из этих судов грузится, часть пришли просто на ремонт, и они стоят там ремонтируются. Они без груза пришли, пустые. Грузить груз. Какой — это уже другой вопрос. У нас нет специального документа, что нам разрешают заходить в порт или не разрешают. Просто, согласование какое-то. Даже иногда устное, - сказал морской агент.
Несколько месяцев назад, когда Николаевский областной совет голосовал за признание Российской Федерации государством-агрессором, у причала нелегального порта пришвартовался танкер «Victoria» с нефтепродуктами. Портом приписки данного судна является «Таганрог», а ходит оно под флагом Российской Федерации. И пока местные власти публично осуждаютт действия России, в акваторию «пиратского порта» продолжают заходить иностранные суда.
На одном из входов на территорию «Океана» отсутствует охрана и любой желающий может беспрепятственно попасть или покинуть территорию завода.
Глава николаевского отдела Пограничной службы Роман Боянивский говорит, что на «Океане» есть пункт пропуска через государственную границу, но несение службы на месте не осуществляется.
— Решения о том, что пункт контроля «Океан» закрыт у нас на руках нет. Мы дислоцируемся в самом городе Николаева. Пункта контроля с несением службы на месте у нас пограничников нет, - сказал Роман Боянивский.
Мы также спросили у государственного предприятия «Дельта Лоцман», которое осуществляет сопровождение судов в арестованной акватории, почему несмотря на запрет суда, они продолжают проводить суда к причалам «незаконного порта». Там ответили, что решение суда - «не видели».
— Лоцманская организация на сегодняшний день не получала официально решение суда. По нашему мнению, наша задача — провести судно и отшвартовать его к тому причалу, по которому мы получили заявку. На заявке есть согласование портнадзора и диспетчерской порта. Порт-надзор согласовал швартовку к причалам «Океана», на основании чего была осуществлена лоцманская проводка судов, - сказал начальник «Дельта Лоцман» Александр Голодницкий.
В свою очередь, капитан Николаевского морского порта, в соответствии с законодательством осуществляет оформление захода судна в порт, отметил, что знает и постоянно отчитывается о том, что на имущество завода «Океан» наложен арест там запрещена любая хозяйственная деятельность. Однако, по его словам, на него оказывается давление со стороны отдельных народных депутатов Украины, фамилии которых он не назвал.
Руководитель николаевской таможни Роман Криль, ссылаясь на большую занятость, не смог пообщаться с нашими журналистами и прокомментировать портовую деятельность на арестованных причалах завода «Океан», а также условия растаможивания грузов с иностранных судов.
Экспортная стоимость 1 тонны кукурузы составляет 160 долларов США. Экспорта груза в 6000 тонн кукурузы судном «Sea Breeze" должны заплатить около 960 тысяч долларов. Еще 3000 тонн кукурузы, что в незаконном порту погрузили на судно Rainbow, обойдется покупателю примерно в 480 тысяч долларов. Таким образом, только за последнюю неделю, денежный оборот в в незаконном порту на заводе «Океан», составил как минимум полтора миллиона долларов США.
— При этом, неизвестно, кто в данном случае играет роль зернотрейдера и поставляет на территорию арестованного «Океана» товары на экспорт, нарушая тем самым запрет на хозяйственную деятельность предприятия. Под вопросом также остается, почему ответственные за хранение имущества закрывают глаза на откровенное попустительство решением суда и почему на это никак не реагируют государственные контролирующие органы, а главное, кому выгодно функционирования в Николаеве некоего «пиратского порта», - говорится в сюжете.
На момент подготовки сюжета глава Николаевской облгосадминистрации Алексей Савченко сделал заявление по ситуации на заводе Океан. Он сообщил, что обратился в Генеральную прокуратуру Украины с информацией о невыполнении решения суда относительно запрета пользования имуществом судостроительного завода «Океан». Он также сообщил, что сотрудники Генпрокуратуры срочно выехали в Николаев, чтобы разобраться с незаконным портом на «Океане».