Как в Николаеве сто лет назад Новый год отмечали
Доверяя тогдашней прессе можно с уверенностью предположить, в городе витал абсурд и безумные настроения! Местная газета «Трудовая копейка» за 22 декабря 1909 года описывает подготовку к Новому году следующим, сочным образом: «Все деятельно готовятся к празднику! Писательская братия спешно мобилизирует всех чертей, лысых ведьм, замороженных младенцев и неожиданные наследства для рождественских рассказов. Хорошенькие обывательницы рыщут по всем магазинам, а их далеко не хорошие мужья – по гастрономическим лавкам закупая все необходимое и обходимое для праздника. Угрюмые ели, до сих пор мерзнувшие в лесах переносятся в уютные гостиные и украшаются разнообразными безделушками. Молодые поросята и их родители – жирные свиньи весело хрюкают, предвкушая неизъяснимое блаженство обратится в хорошо поджаренные аппетитно пахнущие окорока и ветчину. Словом, к празднику готовятся все, решительно все, за исключением многих тысяч голодных бедняков, которым готовится, нет нужды. Ибо – «из ничего не выйдет ничего».
Эх, перевелись сегодня истинные фантазеры – массовики затейники с огромной буквы «М», каковые умели сколодить новогоднюю программу с трогательностью! Газета « Николаевский курьер» от 1909 года, рекомендует николаевцам посетить увлекательные представление! «Новая роскошная праздничная программа» обещает увлечь посетителя такими постановками как « Галлюцинации алкоголиков», «Вспыхнувшая собака» и «Амазонки с XV века по наше время», причем в проспекте предупреждается: «с натуры и в роскошных красках». На представления приглашались не только взрослые зрители, а еще и младшее поколение. Хотя, если обратить внимание на дату – похмельные 1, 2 января, то можно допустить, что над смыслом и сюжетом можно было бы и не заморачиваться.
А вот 3 января, когда общественные страсти наконец немного угасали, предлагалось навестить «Концерт – бал» «в пользу человеколюбия», организатором которого выступала Римско-Каталическая церковь.
Предлагалось вниманию еще и маскарадные мероприятия! Театр Шеффера, ( сегодняшний русский драматический театр) тщательно готовился к этому действию, заготавливая серию постановок. Правда, газетчики относились к сему действию несколько предвзято: « Русский человек маскируется мрачно. Прежде всего и главнее всего это чтоб его не узнали. И для чего это ему нужно самому Богу известно, потому что ни балагурить, ни шутить, ни интриговать, они никогда не будут. Придет на костюмированный вечер станет у печи и будет молчать. Слова из него не выжмешь», цитата из статьи в газете «Трудовая копейка» .
«Лондонская» гостиница – сосредоточение тогдашнего гламурного и светского общества никаких масок надевать не предлагала. Она предлагала в Новогоднюю ночь «дамам цветы» и венгерский дамский оркестр всю ночь!
Не пасла задних и «Петербургская» гостиница, не менее изысканная в подборе своих коечников. Не смотря на то, что ее предновогодние заготовки особо не отличались чудаковатостью и новогодним безумием, танцевальная программа имелась. Посему досидеть до самого конца театрального представление нужно было обязательно. Именно тут светские львицы могли продемонстрировать все свои навыки, манеры, формы и формальности.
Ну и естественно выставки ярмарки не могли не воспользоваться возможностью подзаработать на радушности новогодних жителей. Например, магазин детских нарядов и игрушек Гольденбергъ ( находившийся на улице Соборной, дом Мироненко) предлагал покупателям: «небывалую по разнообразию, изяществу и ценам выставку елочных игрушек!». С особенным трепетом зазывались иногородние посетители, им обещалась доставка «немедленно»! «Скупиться» со скидками предлагалась представителям казенных, общественных, благотворительных учреждений.
Собственно было прошлому николаевцу где отвести душу в предновогодний и посленовогодний период!