История Николаева: Узкоколейки Николаевщины
Они были построены оккупантами в 1942 г. силами советских военнопленных и пригнанных из западных областей евреев. Узкоколейки не были связаны с сетью железных дорог и осуществляли местные перевозки.
Транснистрия - так во время Второй мировой войны называлась оккупированная территория между Днестром и Южным Бугом. Тогда она пребывала под управлением румынских властей. Хоть румыны и осуществляли здесь собственное руководство, все равно они двигались в фарватере гитлеровской политики. С первых дней оккупации вдоль правого берега Буга выросли еврейские гетто и лагеря для военнопленных. В частности, такие были в с. Богдановка, с. Сливино, с. Трихаты и в Варваровке. В Трихатах было одновременно два лагеря. Они располагались близ разрушенного еще в гражданскую войну моста через Буг по обе стороны железнодорожной насыпи. Узники лагерей работали на восстановлении этого моста. И действительно - через семь месяцев мост был отстроен.
В Варваровке лагерь военнопленных располагался во дворе закрытой еще большевиками церкви. Его узники работали на восстановлении деревянного наплавного моста, и рядом с ним строили новый - на металлических сваях.
В апреле 1944 г. территория Николаевщины была освобождена полностью от румынских и немецких захватчиков. Страна после окончания военных действий лежала в руинах - предприятия и инфраструктура были в основном разрушены. Но оставались объекты, которые не успел уничтожить противник. Варваровская и Новополтавская узкоколейки - то немногое, что уцелело. Они были рассчитаны под работу мотовозов «Дейч», а ширина колеи составляла 600 мм. Николаевщина в те годы представляла собой область, в которой не было асфальтированных автомобильных дорог, трасс с твердым покрытием также было мало, лишь подъемы и спуски были замощены булыжником. В зимнее месяцы и распутицу добраться до большинства населенных пунктов было настоящей проблемой. Тогда и обратили внимание на брошенное врагом имущество узкоколеек.
Вторая ветка Новополтавка - Владимировка протяженностью 32 км прорезала Новобугский и Казанковский районы. Она располагала тремя паровозами, пятью пассажирскими вагонами, тринадцатью крытыми товарными вагонами, десятью полувагонами и восемью платформами. Новополтавская ветка имела четыре станции. Товаропассажирский поезд отправлялся от ст.
Эти две узкоколейки стали настоящим подспорьем для региона в то время, когда стояла острая необходимость в решении народно-хозяйственных задач. Помимо пассажиров, основными клиентами этих линий были: Новополтавской - заготзерно, райпотребсоюз, колхозы и совхозы; Варваровской - заготзерно, облдорстрой, Петровский черепично-кирпичный завод, колхозы. Пользовалась услугами дороги также Сливинская сельскохозяйственная колония МВД. Однако уже за короткий период эксплуатации стало понятно, что указанные ветки являются нерентабельными и убыточными. Размеры вложенных средств не отвечали ожидаемым доходам. Варваровский район, который пронизывала одна из узкоколеек, до войны был заселен экономически активными немцами-колонистами, а после войны в силу различных обстоятельств немцев здесь не стало. Этот район опустел. Опустел он еще и потому, что в послевоенные годы из-за неумелого руководства экономикой в Николаевской области свирепствовал страшный голод. Кроме того, руководители сельхозпредприятий отказывались заключать договоры с НУПЧ-2 для транспортировки грузов из-за отсутствия, по их словам, со стороны последнего надлежащего обслуживания, а точнее, из-за отсутствия на станциях перегрузочных устройств, разъездных путей. Не все станции были оснащены насосными станциями и вагонными весами. Железнодорожники также избавили себя от перевалки грузов на широкую колею, а видели свою миссию только в исправном содержании пути и движущего состава. В итоге клиенты стали игнорировать ж/д транспорт и даже бойкотировать перевозки, предпочитая авто и гуж.
В 1949 г. к постройке были предложены следующие линии:
1. Подъездной путь к черепично-кирпичному заводу на х. Петровка от существующей ветки Варваровка -Григорьевка длиной 7 км. К 1945 г. там уже были насыпь, рельсы и два вагона шпал. С устройством пути предполагалось вдвое увеличить производительность завода.
2. Участок Варваровка - р. Южный Буг (1 км). Намечалось соединить станцию Варваровка с пристанью элеватора у наплавного моста.
4. Трасса Вознесенск - Еланец-Привольное - Новополтавка (118 км). На этой трассе имелось готовое земляное полотно длиной 33 км на участке Вознесенск - Еланец и частично готовое на участке Привольное -
Новополтавка.
5. Трасса Привольное - Новая Одесса (45 км). Последние две трассы предполагали строительство железобетонного моста через р. Ингул в с. Привольное.
6. Трасса Новополтавка - Березнеговатое (51 км). Здесь уже имелось готовое земляное полотно.
7. Трасса х. Петровка - Широкий Лан (55 км). Эта дорога составила бы одну трассу с линией Варваровка - х. Петровка
8. Трасса х. Петровка - Березань (32 км). Этой трассой можно было бы связать Яблоновские каменные карьеры с черепично-кирпичным заводом и Варваровской узкоколейкой.
9. Трасса Варваровка - Очаков (60 км). Очаков оторван от Николаева особенно зимой, ведь находится практически на полуострове.
10. Трасса Еланец - Братское - ст. Людмиловка (46 км)
Велись разговоры и по другим направлениям, например, Первомайск - Бобринец, где также сохранилась насыпь. С постройкой узкоколеек ожидалось увеличить доставку строительных материалов для восстановления городов, упростить поставку камня на сооружение намечаемой автомобильной дороги из Николаева до Одессы, многократно умножить производство свеклы, зерна и маслично-технических культур, увеличить количество перевозимых пассажиров.
К весне 1950 г. стало ясно, что руководство дороги готовит грунт к консервации Варваровской ветки. Жалоба от николаевцев в Совет Министров не помогла.
8 июня 1950 г. распоряжением Юго-западного округа железных дорог эксплуатация линии Варваровка - Григорьевка была прекращена. Ее движущий состав был передан еще работающей на тот момент дороге Новополтавка - Владимировка, однако в скорости и та была законсервирована.
О развитии сети узкоколейных железных дорог после этого больше не говорили. Идея канула в Лету.
Такое было.