История Николаева: Театр Монте
Театр Монте на углу улиц Адмиральской и Лягина всегда был важным центром культурной жизни Николаева, а также визуальным ориентиром в центре города. Несмотря на множество реконструкций и пристройку мощного классического портика, здание и в наше время производит положительное впечатление, украшая угол площади Соборной. Стоит отметить богатую на знаменательные события историю театра, которая пока не оценена по достоинству.
Первое в Николаеве здание театра в 1840-м году построил прусский подданный, держатель столярной мастерской Иван Васильевич Миллер. Вернее, приспособил под театр собственный дом на углу Московской и Никольской. Театр Миллера не прекращал работу даже во время Крымской войны, обслуживая расположившихся в Николаеве военных, а в 1855 году его посетил сам Николай I. Однако уже через год заведение было закрыто после выводов специальной комиссии о несоответствии техническим условиям: театр не имел удобств, большая его часть находилась под землей, при этом помещение отапливалось железными печами, установленными в коридоре бенуара, а единственным вентиляционным отверстием служил просвет в потолке зрительного зала. Ни после незначительной перестройки Миллером, ни при последующих трех хозяевах театр так и не смог удовлетворить «условия в отношении безопасности публики» и окончательно прекратил работу в 1885-м.
В 1875 году военный губернатор Николаева Н.А. Аркас стал настаивать на необходимости постройки в городе нового театра по образцу кронштадтского. Но денег на строительство город не имел. К счастью, в конце 1880-го года мещанин Карл Монте, владелец старейшей в городе гостиницы с рестораном «Золотой якорь» на углу Адмиральской и Рождественской, подал прошение о разрешении на постройку частного театра.
Общий вид
Исторические виды
В 1881 году инженер-архитектор польского происхождения Теофил Касперович Брусницкий возводит для Монте первое в городе специализированное здание театра рядом с «Золотым якорем». Фасадом театр выходил на Рождественскую (Лягина). Считается, что Брусницкий взял за основу проект театра в городе Рыбинске.
Мебель для новой постройки выписывают из Вены. Театр рассчитан на 1310 зрителей, содержит 350 кресел партера и амфитеатра, 36 лож бенуара и бельэтажа, галерею. В здании обширный вестибюль, фойе, дамская уборная, ватерклозеты, 12 выходов – 7 на улицу и 5 во двор.
Вскоре новый просторный театр становится центром культурной жизни Николаева. На волне успеха его хозяин даже приобрел и в 1893 году закрыл конкурента – «Русский театр», бывший Русинова, на углу Рождественской и Никольской, работавший с середины 1850-х и прозванный горожанами «театр-сарай» за маленькую сцену и плохую акустику. Впрочем, уже в следующем 1894-м году Монте продает и собственный театр. Новым владельцем становится купец Яков Шеффер.
Шеффер реконструировал здание: оборудовал новую сцену, увеличил зал, построил новое фойе. Из путеводителя по Южной России за 1896 год можно узнать, что театр «заново переделан, освещается электричеством, обогатился массой декораций и роскошными обстановками последних драматических новинок». Билеты на спектакли в ложи и партер стоили от рубля и дороже, на галерку – 50-60 копеек.
Постоянной труппы у театра не было, но Шеффер был успешным антрепренером и регулярно приглашал в город гастролирующих знаменитостей. На сцене его театра стояли Федор Шаляпин, Вера Комиссаржевская, Мамонт Дальский, братья Адельгейм, актер и режиссер Всеволод Мейерхольд, футуристы Давид Бурлюк, Василий Каменский и Владимир Маяковский и многие другие.
На глазах николаевской публики зарождался народный украинский театр корифеев – здесь выступали Марк Кропивницкий, Панас Саксаганский, Николай Садовский, Мария Заньковецкая, Михаил Старицкий, Иван Карпенко-Карый.
В августе 1896 года в театре состоялся первый в Николаеве сеанс синематографа.
14 марта 1900 года в театре Шеффера с ошеломительным успехом прошла первая в Украине премьера оперы «Катерина» Николая Аркаса в исполнении труппы Кропивницкого. После спектакля актеры вывели автора на сцену и под бурные аплодисменты преподнесли ему лавровый венок.
Ирина Давыдова, автор вышедшей в середине 90-х монографии об истории театра, с сожалением отмечала, что весь этот «могучий культурный пласт до сих пор не осознан и не освоен земляками-николаевцами как уникальное, изумительное явление во всем своем духовном величии и значимости».
После революции 1917-го детище Монте и Шеффера стало называться «товариществом русских драматических театров», а в 1919 – драматическим театром имени Карла Либкнехта.
В голодные 1921-22 годы вся мебель, оборудование и прочая театральная утварь были разворованы, сцена разрушена, и от прежнего храма Мельпомены осталась одна «коробка». Здание даже хотели снести, но денег на снос в то время не нашлось.
В 1923-м году в городе все же заговорили о необходимости восстановления театра. Специальная группа при бюджетной комиссии Окрисполкома подсчитала, что на ремонт потребуется около 60 тысяч рублей (474 млн. в советских деньгах). Работы тогда решено было отложить.
Наконец, 7 ноября 1926 года городской театр открылся вновь – на сей раз под именем украинского наркома просвещения Николая Скрыпника. Но собственной труппы у города по-прежнему не было. Появилась она в 1935-м, когда образованный в Луганске передвижной театр «Шахтерка Донбасса», по оценкам критиков «один из серьезнейших из русских драматических театров Украины», закрепился в этом здании в качестве стационарного.
Во время оккупации Николаева немецкими войсками здание театра сгорело почти дотла, но вскоре было восстановлено, хотя от прежнего театра Шеффера остался лишь силуэт. Театр был усовершенствован технически, а также к нему пристроили массивный шестиколонный портик, который исказил деликатный образ ренессансного здания.
В 1939 году, после гибели Валерия Чкалова, «по многочисленным просьбам трудящихся» Николаевский городской театр был назван именем летчика, которое носил до 1994-го.
В 2002-2004 гг. в здании произвели реконструкцию.
Фасад по улице Адмиральской
Фрагмент фасада
Оформление окон
Фронтон и капители портика
Фасад по улице Лягина
Фрагменты фасада
Оформление объема сценической коробки
Оформление дверей и фальш-окон
Ризалит
Вид театра в ночное время