Истории Николаева: Таинственный Темвод

21.04.2017
8678

В обиход Николаева давно и прочно вписалось непонятное на первый взгляд слово «темвод». При его упоминании на ум скорее всего придет нечто связанное с темными водами.

А между тем такое название носит пологий участок местности на правом берегу Ингула рядом с микрорайоном «Соляные» и заводом им. 61 Коммунара. Его площадь около 20 гектар. Сейчас эта территория не представляет собой серьезной заинтересованности ни со стороны властей города, ни со стороны инвесторов. На то есть свои причины, уходящие корнями в его историю. Её-то мы и попытаемся прояснить.

Есть несколько ассоциаций, связанных с этим местом. Для кого-то это просто заброшенный пустырь, для кого-то район, где располагался немецкий концлагерь в годы второй мировой, для кого-то - место, где он учился и жил в далекие семидесятые.

Первые строения здесь появились еще в начале ХІХ века. Николаевские верфи нуждались в больших площадях для хранения, сушки и обработки корабельного леса. Именно на этой пустынной территории и расположились его склады и сушилки, а также лесопильные и столярные мастерские. Эти земли тогда относились к ведению Морского ведомства и не находились под юрисдикцией властей г. Николаева.

В 1838-42 годах по распоряжению Главного командира Черноморского флота и портов адмирала М.П. Лазарева места складирования леса со всеми цехами на правом берегу Ингула обнесли высокой оградой, аккуратно выложенной из местного камня-ракушечника. Тогда же здесь выстроили двое больших арочных каменных ворот. Первые располагались с западной стороны, неподалеку от переправы через р. Ингул. Вторые – в северо-восточной части – в районе пристани для выгрузки леса. Часть этих стен с круглыми угловыми башенками во многих местах сохранились и до нашего времени. Глядя на них поражаешься качеству кладки того времени.

Частично уцелели вторые ворота, которые через сто лет после их постройки сыграли свою трагическую роль в судьбах узников фашистского концлагеря.

Примерно в тот же период – 1838-42 гг. на берегу Ингула, напротив основных стапелей Адмиралтейской верфи возвели необычное двухэтажное здание. Его длина составляла около 400 метров и долгие годы оно было самым длинным в Николаеве. Здесь расположился канатный завод с магазинами (складами).

В период Крымской войны, в 1854 году, в этом здании временно обустроили военный госпиталь на несколько тысяч раненых. А к концу ХІХ века здесь размещались парусные, такелажные, электромеханические мастерские и склады Адмиралтейства. Кардинально это здание изменилось лишь в 1915 году.

Шла Первая мировая война. Фронт остро нуждался в боеприпасах. По этой причине на базе самого длинного в Николаеве здания бывшего канатного завода Морским министерством открывается Трубочный и электромеханический завод» (сокращенно «Тэмвод»). На нём для нужд флота и армии стали изготавливать гальванические, ударные, патронные и гильзовые трубки для снарядов, бомб и мин. Кроме того, на Тэмводе изготавливали и современные для того периода приборы управления огнем корабельной артиллерии, а также рабочий и проверочный инструмент.

В тот же период времени на правом берегу Ингула в пределах «лазаревской» стены бывшего Адмиралтейства по соседству с «Тэмводом» открываются филиалы петербургских судостроительных заводов. Незадолго перед войной, в западной части этой территории, открывается минный завод. Значительная часть минных боеприпасов на корабли Черноморского флота поставлялась из Николаева.

После революционных событий 1917-го года, завод «Тэмвод» стал угасать и постепенно вообще прекратил выпуск какой-либо продукции. А 26 марта 1920 года решением Управления тяжелой индустрии Украинского совнархоза, создается Николаевское государственное объединение заводов группы «Тремсуд». В него вошли судостроительный завод «Руссуд», судостроительный и судоремонтный завод «Ремсуд» и трубочный и электромеханический завод «Тэмвод». Но и после этого здесь мало что производилось. Завод «Тэмвод» на момент объединения уже фактически не существовал и был законсервирован. Лишь к концу 1920-х годов «Тремсуд» начал строить корабли и выпускать другую продукцию.

В эпоху индустриализации кораблестроение в Николаеве вновь получило импульс к развитию. Количество рабочих возросло, а жилья в городе остро не хватало. По этой причине, в 1930-х годах к северу от здания бывшего канатного завода на территории бывших лесных складов началось сооружение нового жилого микрорайона. Примечательно, что само название завода «Тэмвод», просуществовавшего всего около пяти лет, оказалось настолько звучным и запоминающимся, что на все последующие годы, вплоть до наших дней, определило топоним для всей прилегающей местности. Трансформировалась лишь одна буква и весь новый возводимый микрорайон стали именовать «Темводом».

Строительство здесь велось вплоть до середины 1941 года. На то время он представлял собой очень оживленную местность. В период наибольшей заселенности в микрорайоне проживало более 3000 человек.

За несколько лет здесь возвели 5 одноэтажных и 29 двухэтажных зданий барачного типа (общежитий), клуб, столовые, магазины и даже футбольный стадион. Заселялись эти помещения рабочими завода им. 61 Коммунара и их семьями.

Сохранилось описание корпусов и условий жизни в них:

«Дома двухэтажные из камня-ракушечника, междуэтажные перекрытия, перегородки, чердачные перекрытия деревянные. Система планировки домов коридорного типа, коридоры узкие, длиной до 50 метров, из-за двустороннего расположения комнат по оси, коридоры темные, имеется одно окно. Количество комнат в каждом корпусе от 40 до 49, средняя площадь одной комнаты 14 кв.м. Отопление печное. Кухни в домах отсутствуют. На первых этажах имеется общий санузел – мужской и женский, в котором имеется водопровод и канализация.

Территория, на которой расположены корпуса, не благоустроена. Между корпусами она застроена подсобными помещениями для хранения угля и дров, что не позволило расположить площадки для отдыха вблизи корпусов.

В связи с отсутствием канализации в комнатах, слив жидких отходов производится в чаши возле бараков, что создает, особенно летом, антисанитарные условия на прилегающих к корпусам территориях».

Но, несмотря на все эти относительные неудобства, люди были рады и такому жилью.

К началу Великой Отечественной войны Темвод представлял собой довольно густозаселенный и развитый жилой микрорайон. Однако в том же 1941 году его назначение коренным образом изменили немцы, захватившие Николаев.

После оккупации города внимание фашистов привлекла обособленная огороженная каменным забором большая территория, на которой уже имелись построенные отдельно стоящие одно- и двухэтажные корпуса, которые легко можно превратить в бараки. Выселив жителей из домов, снабдив оставшуюся от старого Адмиралтейства ограду колючей проволокой и поставив сторожевые вышки, нацисты создали из жилого Темвода  концентрационный лагерь для советских военнопленных. Лагерь получил наименование "Шталаг-364".

Со всего юга Украины сюда стекались колонны плененных наших солдат и матросов. Первыми из них стали красноармейцы, попавшие в плен в районе с. Грейгово при обороне Николаева. А в 1942 году, после падения Севастополя, лагерь пополнился большим количеством новых узников.

В самом же Николаеве с сентября 1941 года производились массовые аресты мирного населения, которое также помещалось в лагерь. Среди его узников постоянно велся поиск евреев и политработников, которых после выявления лишали жизни. Расстрелы в лагере проводились неподалеку от стен Темвода – с северо-восточной его стороны. Причем пулеметные очереди звучали здесь регулярно.

Условия содержания в лагере были ужасными. Не было ни тепла, ни гигиены, ни питания, ни должного медицинского обслуживания. Военнопленные помещались в бараках с выбитыми стеклами, валялись на полу, как больные, так и здоровые. Пищи было недостаточно, а работа тяжелая и изнурительная. Эти условия способствовали массовым заболеваниям. От болезней, холода, голода и побоев ежедневно гибли десятки, а то и сотни людей. Помимо этого, над военнопленными жестоко издевались и вместо медицинской помощи насильственным образом ампутировали конечности ног и рук.

Лагерь просуществовал более трех лет. За это время в нем нашли свою смерть более 30 тысяч человек. Захоронение убитых и умерших производилось за оградой лагеря, неподалеку от его северо-восточной окраины. На расстрел узников выводили через те самые старые каменные ворота Адмиралтейства, построенные за сто лет до этого, при адмирале Лазареве.

За полгода до освобождения города советскими войсками, осенью 1943-го, фашисты, пытаясь скрыть следы своих преступлений, силами самих же узников лагеря стали выкапывать останки тел ранее уничтоженных в лагере людей, обливать их горючей смесью и сжигать под открытым небом. Черные столбы дыма поднимались над лагерем, а жуткий смрадный запах разносился по всему городу. Такую же процедуру они проделали и в марте 1944-го…

А непосредственно перед освобождением, всех заключенных лагеря за исключением тяжелобольных, вывезли из Николаева на запад – в другой лагерь.

Более подробно история этого концлагеря описана в книге Л. Ташлай «За колючей проволокой: «Шталаг-364» — лагерь смерти».

Освободив город, советское руководство не стало сразу возвращать Темводу его довоенное предназначение. Бывший «Шталаг-364» еще несколько лет продолжил выполнять свою функцию лагеря для военнопленных, но уже немецких. Этот лагерь получил номер «126».

В нем разместили несколько тысяч немецких военных, в основном попавших в плен в ходе Березнеговато-Снигиревской наступательной операции. Последующие годы они разбирали завалы и работали на стройках города – восстанавливали разрушенный завод им. 61 Коммунара, ЧСЗ, жилые дома на центральных улицах.

Условия содержания немцев были тяжелыми, а потому и умирали  они периодически от болезней и слабости. За пять лет существования лагеря через него прошло около 28 тысяч пленных немцев. Около 2000 из них нашло здесь свою смерть. Хоронили их тут же, в пределах адмиралтейской ограды, у северной стены.

Таким образом, в годы войны на территории Темвода образовалось два больших места захоронения людей.

Постепенно количество немцев в лагере уменьшалось и уже к концу 1949 года их совсем не осталось. А уже с 1947 года часть корпусов стали восстанавливать для жизни семей корабелов. Колючую проволоку с ограды вокруг поселка сняли, жилые корпуса отремонтировали и в связи с острой недостачей жилого фонда вновь заселили семьями работников завода им. 61 Коммунара. За короткое время здесь разместили 1320 семей. Часть корпусов стали использовать под молодежные общежития. Ввиду дефицита жилья в городе это было вынужденной мерой.

В 1950-х в поселке отремонтировали клуб, которому дали имя Бондаренко. Его здание сохранилось и до наших дней. Но с конца 1980-х годов оно не используется по назначению.

Место, на котором располагался первый стадион на Темводе, со временем заняли заводские цеха. В связи с этим с северо-западной стороны поселка построили новый стадион.

Однако, условия проживания в корпусах поселка по-прежнему были далеки от идеальных в силу отсутствия удобств. В связи с этим началось постепенное расселение его жителей. С 1947 по 1979 годы, семьям, проживавшим в поселке, предоставили 1500 благоустроенных квартир. 

Расселяли жителей в новые дома в районе проспекта Ленина – между ул. Садовой и Дзержинского, а также в мкр. Соляные – между НКИ и пер. Парусным.

Сами корпуса поселка со временем ветшали и постепенно их разбирали. В 1967 году отселен и разобран аварийный корпус №6-а. В 1976 году отселены и разобраны аварийные корпуса №№ 1, 2 и 3, в которых проживало 66 семей. С 1976 по 1979 годы отселены и разобраны корпуса № 4, 13-а и половина корпуса № 12, где поживало 112 семей.

По состоянию на 1980 год в поселке проживала 751 семья, а в общежитиях корпусов №№ 14, 17, 18 и 19 – еще 584 человека. На тот момент здесь помимо дома культуры функционировали промтоварный и продуктовый магазины, овощной павильон, мастерская по ремонту бытового оборудования, филиал почтового отделения, аптека, парикмахерская, ателье, два детских сада – городской и заводской, школа и банно-прачечный комбинат. В двух корпусах разместились учебные классы ПТУ №12. Здесь обучали швей и портных.

В 1980-х годах жителей поселка полностью расселили. В то время воплощался в жизнь грандиозный проект реконструкции завода им.61 Коммунара. Согласно проекта, на месте Темвода, вплоть до корпусов НКИ, должны были размещаться заводские цеха. Но, к сожалению, эти идеи так и не воплотились в жизнь. Завод модернизировали лишь частично. Однако многие некогда жилые здания Темвода успели разобрать.

До настоящего времени сохранилось лишь 5 двухэтажных корпусов, дом культуры и еще одно нежилое здание. Сейчас территория поселка в основном заброшена и представляет собой жуткое и вместе с тем таинственное зрелище. Со временем она пришла в запустение и частично заросла кустарником. Оставшиеся корпуса полуразрушены. На месте захоронения немцев – свалка.

О страшных временах этого места напоминают лишь памятный знак жертвам фашизма, погибшим в лагере и мемориальная табличка на старых воротах Адмиралтейства.

Быть может, когда-нибудь здесь еще закипит жизнь. Но пока это забытое, покинутое место, к тому же, имеющее плохую репутацию и ужасную биографию. Несмотря на его близость к центру и, казалось бы, неплохое расположение, пока оно мало кого привлекает.

Подписывайся на нас в Telegram
история легенда Темвод

Читайте еще

Автогражданка и ДГО: как можно сэкономить на страховках?
По статистике Министерстве внутренних дел в Украине, в среднем, каждые три минуты происходит ДТП. Последствия любой аварии - поиски виноватой стороны и дорогостоящий ремонт автомобилей-участников аварии. Чтобы решение подобных дорожных форс-мажоров проходил...
22.09.2021
3785
«Благодаря таким людям мы живем»: жители Николаева выразили признательность промышленнику Дерипаске за медцентр, который спас более тысячи жизней
Николаевские журналисты собрали реальные истории людей, которых вернули к жизни врачи Медицинского центра для лечения внебольничной пневмониеи.Врачи и спасенные ими люди стали настоящими героями украинских СМИ, как и уникальный медцентр Николаева. «За...
07.09.2021
11651
В Николаеве открывается настоящий РОБОПАРК
На огромной территории площадью 1000м2 в ТЦ «МОЙ ДОМ» будут собраны самые современные роботы со всего мира. Вашему вниманию будут представлены саме современные и не обычные роботы со всего мира: Робот- аниматроник в обличии великого Элвиса Пресли, исполнит свои лучшие...
07.09.2021
6638
«Вирус не исчезает, он мутирует» — врач рассказала, как Дерипаска помогает антиковидному госпиталю отразить третью волну пандемии
Николаевский антиковидный госпиталь собирается дать отпор новой армии противников – штаммам «Дельта», «Лямбда» и «британскому». Об этом в интервью журналистам рассказала Людмила Пихтерева, заведующая инфекционным госпиталем при городской больнице №5. Она отметила...
05.08.2021
6978