Исторический Николаев: Старый ЖД вокзал
Когда-то он был центром общественной жизни Николаева: вначале на конке, а потом на троллейбусах тысячи горожан добирались на вокзал, чтобы уехать в разные уголки России и Украины.
В нескольких кассах продавали билеты, гудели поезда, спешили пассажиры…
Но люди ушли, и жизнь остановилась. Тщательно продуманное архитекторами здание теперь используется в технических целях, да еще и разрушается — прямо на глазах.
В Николаеве рельсы проложили, разрушили и вновь проложили
Спустя сто лет после того, как в 1873 г. из Николаева ушел первый пассажирский поезд,И. Евтихов в газете «Южная правда» описалбогатую биографию Николаевского железнодорожного узла.
Необходимость соединить наш город со станцией «Знаменка», сообщает автор, возникла после отмены крепостного права и открытия морского порта для иностранных судов. Затем стала развиваться железнодорожная сеть непосредственно в городе: стальные пути подвели к морпорту, заводам «Наваль», «Руссуд» и другим. В 1907 г. построили линию «Николаев- Херсон», а в 1914 г. – «Николаев – Колосовка».
Здесь стоит отметить, что в 1906 году, как пишет «Николаевская газета» 1912-го года, станция «Николаев» была весьма слабо оборудована. «Такое положение ее было до 1908 г., когда сумма претензий достигла 100 тыс. руб. С этого времени развитие станции идет прогрессивно вперед», — сообщает газета.
Хоть и прогрессивно, но недолго развивалась николаевская железнодорожная сеть: в период гражданской войны, как и Великой Отечественной, она была сильно разрушена. Старожилы рассказывают, что при отступлении немцы переломали рельсы и шпалы. Когда город заняли наши войска, ввели трудовую повинность – каждый трудоспособный должен был работать на восстановлении железной дороги.
В местных газетах это описывается так: «По призыву партии горожане (военные, жители Николаева и окрестных сел), несмотря на голод, холод, нехватку одежды, техники, восстановили разрушенное и стали развивать железнодорожную сеть города».
Первых существенных результатов ждать долго не пришлось — через несколько лет после окончания войны, в 1947-м, Николаевский узел по переработке грузов достиг довоенного показателя и быстро стал его превосходить. Но об убытках, нанесенных фашистами железнодорожному хозяйству Николаева во время Великой Отечественной войны, а они составили миллионы рублей, еще долго помнили.