«Соборный» – сакральный центр Николаева

22.04.2017
8484
«Соборный» – сакральный центр Николаева
Николаевский полуостров, который омывается водами Ингула и Южного Буга, является уникальным географическим и священным местом. С его историей связано много мистического и легендарного. 
 
 

Попробуем и мы, опираясь на опыт предшественников, внести свой посильный вклад в разгадку этих исторических тайн. 

До настоящего времени исследователи так и не сошлись во мнении, где находился мыс Гипполай и храм Деметры, о которых пишет «отец истории» Геродот: «Клинообразная полоса земли между этими реками называется мысом Гипполая. На нем воздвигнуто святилище Деметры». 

В этом контексте весьма интересными представляются две книги николаевского краеведа, председателя Пушкинского клуба А.Золотухина «Гомер. Имманентная биография» и «Город Святого Николая (Древнейшая история)», в которых автором высказано предположение о том, что местоположением храма Деметры вполне могла быть территория полуострова, на котором сейчас находится город Николаев. Термин «Гипполай» имеет два перевода с греческого языка: «Большой лев» и «Конный народ». Внешние контуры Николаевского полуострова вполне могут быть истолкованы, как фигура льва, а то, что здесь жили киммерийцы, которые считаются конным народом, доказывает существование древнего городища «Дикий Сад». 

С храмом Деметры тесно связана легенда о царстве мертвых Аиде, куда, согласно поэме Гомера, спускался Одиссей: 

«Переплывешь, наконец, теченья реки Океана. 
Берег там низкий увидишь, на нем Персефонина роща 
Из тополей чернолистных и ветел, теряющих семя. 
Близ Океана глубокопучинного судно оставив, 
Сам ты к затхлому царству Аидову шаг свой направишь. 
Там впадает Пирифлегетон в Ахеронтовы воды 
Вместе с Коцитом, а он рукавом ведь является Стикса, 
Соединяются возле скалы два ревущих потока». 

«…Мы, наконец, Океан переплыли, глубоко текущий. 
Там страна и город мужей киммерийских». 

В указанном тексте Гомер под Ахеронтовыми водами имеет в виду нынешний Днепро-Бугский лиман, под Пирифлегетоном подразумевается Бугский (Ингуло-Бугский) лиман, под Коцитом – Южный Буг, а под Стиксом – река Ингул. О горькой воде в Южном Буге (Гипанисе) писал Геродот, и это свойство было замечено Гомером еще раньше, вероятно, именно поэтому поэт и назвал реку Коцитом (рекой плача). Автор «Одиссеи» указывает на «два ревущих потока». Учитывая, что во времена Гомера уровень воды в Черном море был ниже современного, поэтому реки текли с большей скоростью. Материалы изучения литологии и стратиграфии лиманных отложений Северо-Западного Причерноморья свидетельствуют о существовании периода, во время которого происходили резкие изменения в условиях осадконакопления во внутренних частях лиманов, связанные с относительным понижением уровня моря. Комплекс археолого-палеогеографических данных позволяет с достаточной определенностью говорить о том, что относительное положение уровня Черного моря во второй половине I тыс. до н. э. было на 5-6 м ниже современного. 

Основные аргументы, почему Гомер размещал Аид на Николаевском полуострове, сводятся к следующему. Раскладка общего маршрута плавания Одиссея, приведенная в книгах А.Золотухина, говорит о том, что, во-первых, островом Эя можно считать остров Березань, расположенный возле Очакова. Во-вторых, в «Одиссее» говорится, что когда Одиссей жил на острове Эя у Цирцеи, то по дороге в Аид, он должен был поперек переплыть реку Океан. По общему мнению, под рекой Океан во времена Гомера имелась в виду река Борисфен (Днепр), а направление «поперек» указывает на Николаевский полуостров. В-третьих, единственное упоминание киммерийцев в «Одиссее» связано с «народом и городом киммерийским», которые находились рядом с местом расположения Аида, т. е. с Диким Садом. Гипотеза, высказанная А.Золотухиным, кажется достаточно обоснованной и в общих чертах сводится к тому, что легендарный Одиссей действительно пребывал на Николаевском полуострове и именно где-то здесь находился храм Деметры, а также вход в Аид. 

Еще одним подтверждением указанному факту может служить «Карта для истории о движениях, пространстве и падении Боспорского Царства при нашествии гуннов, около 375 или 377 года по Р.Х.», где примерно на территории современного Николаева указан Храм Цереры (Церера – это римское имя Деметры). 

Расположение Аида на мысе Гипполай (на Николаевском полуострове) объясняет, почему здесь был размещен храм Деметры. Исходя из мифа о дочери Деметры Персефоне, которую взял себе в жены царь Аид, Деметра искала свою дочь по всей земле, а когда нашла, то поселилась возле Аида, а жители выстроили храм в ее честь. Летом Персефона гостила у матери дома, т. е. в храме (поэтому в природе все расцветало), а на зиму уходила к мужу своему в Аид (жизнь вся замирала). Таким образом, миф как бы объединяет Аид с храмом Деметры. Древние греки считали Киммерию-Скифию окраиной ойкумены того времени, а потому и располагали здесь Аид. Еще одним фактом, подтверждающим это положение, может быть существование подземелий, которые известны и в современном Николаеве. В глазах античных народов Причерноморье представляло собой мистическую страну, населенную чудовищами и полубогами. 

Насколько приведенная выше гипотеза соответствует археологическим и лингвистическим источникам? По версии краеведа С.Бойчук на месте Николаева в древние времена было поселение Канкит. Не случайно во все годы строительства Николаева в разных районах обнаруживали большое количество черно- и краснолаковой посуды. Эти находки можно объяснить существованием так называемой Ольвийской хоры, которая тянулась от города Ольвия (в 35 км от Николаева) до самого устья Буга-Ингула. 

Теперь перейдем к Канкиту. С.Наливайко в книге «Таємниці розкриває санскрит» указывает, что некоторые исследователи считают, что Канкит находился на берегу Южного Буга, а известный исследователь индоарийской тематики О.Трубачев – в районе нижнеднепровских плавней и речки Конка. При этом названия «Конка» и «Канкит» О. Трубачев связывает с древнеиндийским словом «журавль». Так как на санскрите слово «канка» обозначает «журавль». А на речке Конка до сих пор много журавлей, чего не скажешь о Южном Буге в районе Николаева. 

Исходя из ведических источников, имя Канка имел и Юдгиштхира – старший из пяти братьев – пандавов, соперников кауравов. Когда пандавы находились в вынужденном изгнании, то последний, тринадцатый год его они должны были прожить неузнанными, иначе бы не получили назад своего царства. Именно тогда им всем пришлось поменять имена, и Юдгиштхира выбрал себе имя Канка. Это симптоматично, потому что на стороне пандавов выступал Кришна – их родственник, а в племени Кришны, как отмечает индолог Н.Гусева, были сильные тотемные представления, связанные с журавлями. Кроме того, имя Канка или «журавль» носил бог Яма, тесно связанный с Шивой-разрушителем. А Яма – это божество, связанное с миром мертвых. Сравним, яма – место, куда опускают усопших, а умершие воины-защитники земли превращаются в журавлей в знаменитой песне на слова Р.Гамзатова. 

Опираясь на ведическую традицию и исследования О.Трубачева и С. Наливайко, мы можем сделать ряд предположений относительно Канкита. Теоретически, он мог находиться как на берегу реки Конка, так и на побережье Южного Буга. Но нам ближе гипотеза относительно Николаевского полуострова, так как термин «канка» связан с миром мертвых, что совпадает с версией А.Золотухина об Аиде, куда спускался Одиссей, так и с многочисленными легендами о поземных строениях Николаева. 

Интересным в контексте нашего изучения Канкита выступает санскритское словосочетание «канкашай», где «канка» – это журавль. Но выражение «канкашай» дословно означает «спящий, как журавль», а в действительности переводится как «собака» или «пес». Вспомним Цербера – в греческой мифологии порождение Тартара и Геи. Цербер имел вид трехглавого пса со змеиным хвостом и охранял выход из царства мёртвых Аида, не позволяя умершим возвращаться в мир живых, а также, чтобы живые не смогли свободно входить и выходить из Тартара. 

Вернемся к Ольвийской хоре и самой Ольвии. Единственный известный письменный источник, где упоминается город Канкит, «Декрет в честь Протогена», профессор П.Карышковский датировал первым десятилетием II в. до н. э. А деятельность ольвийского Протогена, в прославление деяний которого составлен декрет, по-видимому, следует приурочить к последней четверти III – первым годам II в. до н. э. Из декрета в честь Протогена становится ясно, что Ольвия вынуждена была систематически платить дань скифскому царю Саптафарну: «…Протоген, унаследовав от отца благосклонность к народу, всю жизнь продолжал говорить и действовать лучшим образом: во-первых, когда царь Саптафарн прибыл в Канкит и требовал даров, дававшихся ему по случаю проезда, а общественная казна была пуста, он по просьбе народа дал 400 золотых…» 

Для нас интересным является сообщение о царе Саптафарне в контексте дани, которую он требовал с Канкита и Ольвии. Так как эти два города упоминаются вместе в контексте одного события, очевидно, что Канкит находился в поле действия Ольвийской хоры на берегу Южного Буга. 

На наш взгляд, под название Канкит подходит поселение Николаев VI – самый северный форпост Ольвийского государства, описанный николаевским археологом И.Снытко. Он указывает, что наиболее интересным среди античных памятников на территории Николаева является древнегреческое поселение, обнаруженное в 1964 г. экспедицией Николаевского краеведческого музея при проведении строительных работ на территории судостроительного завода им. 61 коммунара. Большая часть территории памятника застроена заводскими сооружениями, что затрудняет топографическую съемку его площади и определение границ. Представление о древнем рельефе местности дает план Адмиралтейства и гавани, составленный в сентябре 1802 г. архитектором К.Орловым. Судя по этому плану, перед нами весьма удобный в стратегическом отношении пункт, с юга, востока и запада ограниченный глубокими оврагами, с севера – крутым берегом реки Ингул, в районе слияния его с Южным Бугом. Памятник занимал относительно небольшую площадь – 1-1,2 га, имел полуквадратную форму. Данные топографии позволяют предположить, что поселение при наличии самых примитивных средств фортификации и небольшого, хорошо обученного гарнизона, могло отразить нападение. Необходимо отметить, что поселение находится в удобной бухте, которая в конце XVIII в. не зря была использована для строительства одной из первых верфей на юге Российской империи. 

Исходя из особенностей размещения Николаева VI, можно допустить, что поселение могло выполнять пограничные и таможенные функции в торговле со Скифией и иметь статус, аналогичный поселению на острове Березань. Из-за слабой исследованности, пока лишь гипотетически можно предполагать, к какому типу укреплений относился Николаев VI. Судя по не весьма значительной площади, мы имеем дело с надежно укрепленным опорным пунктом, в функции которого входил контроль над верховьем Бугского лимана и устьем Ингула. 

Если предположить, что Николаев VI – это Канкит, тогда его функции значительно расширяются, и он является своеобразным форпостом в более древний «Подземный город мертвых», куда стремился Одиссей и о котором рассказывают современные городские легенды. 

Традиции сакральности были продолжены и после основания на этой территории города Николаева. 30 сентября 1794 г. был построен и освящен собор Григория Великия Армения. Он располагался возле Адмиралтейского порта на углу Адмиральской улицы и Соборной площади. Построили его на средства казны по плану знаменитого архитектора того времени итальянца графа Растрелли, прибывшего в Николаев по вызову князя Григория Потемкина-Таврического. 1 января 1789 г. по велению императора Павла І собор был переименован в Адмиралтейский и более ста лет был главным храмом Черноморского флота. 

До начала Великой Отечественной войны в Адмиралтейском соборе размещался Музей революции. Известный исследователь церковных сооружений в Николаеве Д.Заковоротный вспоминал, что лично посещал его в 1940 г., и только в годы немецко-румынской оккупации Николаева собор был полностью разрушен. Хотя существуют данные о том, что собор был разрушен в 1936-1937 гг. В отчете Николаевского отдела политпросветработы за второе полугодие 1944 г. говорится: «Музей революции в Николаеве полностью разграблен и уничтожен, который являлся ценным материалом истории революционного движения и подпольной работы на Николаевщине. Убытки составляют 1126 тысяч рублей». 

Несмотря на уничтожение бывшего главного собора Черноморского флота, святость места сохранилась. На этой территории разместился Мемориал героев-ольшанцев и горит Вечный огонь, а 1 октября 2005 г. рядом была открыта и освящена предстоятелем Украинской православной церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Слободаном) часовня Святого Николая. 

Теперь попробуем локализовать на современной местности несколько базовых понятий, рассматриваемых в этой статье: Подземное царство Аида, храм Деметры и Канкид. Исходя из наших размышлений, Николаевский полуостров – это священное место, которое омывается водами двух рек Ингула (Стикса) и Южного Буга (Гипаниса, Экзампея). На месте их слияния находился древний подземный город-святилище (Аид), который существовал более трех тысяч лет назад (возраст «града киммерийского» – Дикого Сада), а возможно, и раньше. К этому месту и плыл легендарный Одиссей, чтобы узнать свою судьбу. Остатки комплекса подземных святилищ, возможно, и сейчас находятся в районе завода им. 61 коммунара или площади им. Ленина. Внешним проявлением подземного святилища был так называемый храм Деметры, который находился не на месте обсерватории, как считает А.Золотухин, а на территории уничтоженного Адмиралтейского собора. 

Легенда о подземном храме была широко известна во времена существования Ольвийской хоры. И не удивительно, что один из ее городов-форпостов, который находился вблизи древнего святилища, получил название Канкид – город мертвых. 

Прослеживается четкая логическая цепочка священных зданий, которые не один век находились на этой территории: подземное духовное святилище – центр знаний (Аид) – храм Деметры (Цереры) – Канкид – Адмиралтейский собор – Вечный огонь (часовня Святого Николая). Мы назовем этот центр «Соборный», т. к. большинство сооружений, которые находились на нем, носили культовый характер, здесь была и Соборная площадь, и улица Соборная. Это четвертый сакральный центр Николаева, которому больше 3,5 тысячи лет. 

Юрий Котляр, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории ЧГУ имени Петра Могилы.
 

Новости дня

Читайте еще

Автогражданка и ДГО: как можно сэкономить на страховках?
По статистике Министерстве внутренних дел в Украине, в среднем, каждые три минуты происходит ДТП. Последствия любой аварии - поиски виноватой стороны и дорогостоящий ремонт автомобилей-участников аварии. Чтобы решение подобных дорожных форс-мажоров проходил...
22.09.2021
3599
«Благодаря таким людям мы живем»: жители Николаева выразили признательность промышленнику Дерипаске за медцентр, который спас более тысячи жизней
Николаевские журналисты собрали реальные истории людей, которых вернули к жизни врачи Медицинского центра для лечения внебольничной пневмониеи.Врачи и спасенные ими люди стали настоящими героями украинских СМИ, как и уникальный медцентр Николаева. «За...
07.09.2021
7815
В Николаеве открывается настоящий РОБОПАРК
На огромной территории площадью 1000м2 в ТЦ «МОЙ ДОМ» будут собраны самые современные роботы со всего мира. Вашему вниманию будут представлены саме современные и не обычные роботы со всего мира: Робот- аниматроник в обличии великого Элвиса Пресли, исполнит свои лучшие...
07.09.2021
5997
«Вирус не исчезает, он мутирует» — врач рассказала, как Дерипаска помогает антиковидному госпиталю отразить третью волну пандемии
Николаевский антиковидный госпиталь собирается дать отпор новой армии противников – штаммам «Дельта», «Лямбда» и «британскому». Об этом в интервью журналистам рассказала Людмила Пихтерева, заведующая инфекционным госпиталем при городской больнице №5. Она отметила...
05.08.2021
6805

Новости партнеров

Вверх