Мосты Николаева: история и легенда Ингульского моста

10.07.2016
3789
Мосты Николаева: история и легенда Ингульского моста

Ингульский мост – разводной мост через реку Ингул. Соединяет центральную часть города с микрорайоном Соляные.

Разводной пролёт предназначен для пропуска кораблей и судов, построенных и ремонтируемых на судостроительном заводе имени 61 коммунара (бывшее Адмиралтейство, положившее начало городу Николаеву).

Интересно, что мост расположен именно в том месте реки, где сразу же после основания города, в 1790 году, для перехода вновь построенных кораблей через устьевые бары Ингула начались дноуглубительные работы.

Most_Ingul-300x225

Для их проведения была построена «фарватерная машина», представлявшая собой понтон с черпаками по бокам, приводившимися в движение с помощью огромного деревянного колеса, по которому ходили люди. С помощью этой дноуглубительной машины удалось прочистить фарватер в устье Ингула протяженностью 20 м и шириной 8 м при глубине 4,5 м.

Strelka-300x210

Спустя 184 года начались работы по возведению в этом же месте перехода для автомобильного транспорта, но в поперечном направлении реки.

Технические характеристики:

Длина моста составляет 472 м, с подходами 1330 м., ширина — 18,5 м (4 полосы автотранспорта), два тротуара по 2,25 м.

Схема: 5 * 33 м + разводной пролет 76,25 м + 7 * 33 м.

Пролётные строения: эстакадная часть — 33-х метровые — сборные железобетонные преднапряженные балки;

Русловый пролет: 76,25 м., разводной, металлический, однокрылый с противовесом, вертикальной конструкции, подъемный.

Фундаменты — на оболочках диаметром 0,6 м.

Тело опор — сборно-монолитное.

Строительство Ингульского моста. Снимок сделан с колеса обозрения в парке Победы. На заднем плане виден теплоход Николаевского клуба юных моряков - ГЕОРГИЙ СЕДОВ

В октябре 1972 года Киевским филиалом института «Союздорпроект» совместно с институтом «Ленгипротрансмост» была закончена разработка проекта нового Ингульского моста, а в 1974 году было начато его строительство. Выполнение работ поручили мостоотряду № 73, под руководством начальника строительства Льва Георгиевича Карели, который уже был знаком Николаевцам по строительствуВарваровского и железнодорожного мостов.

Most_Ingul_3-300x197

Мостовый переход должен был пересечь реку Ингул от улицы Пушкинской до мыса «Стрелка» и по эстакаде крутым поворотом выйти на Киевское шоссе. Он как бы «разрезал» расположенный за рекой парк «Победы» на две части. В центре парка был расположен памятник воину-победителю, который оказался в непосредственной близости от новой автомагистрали (там где сейчас начало сквера «Афганцам»), и его пришлось демонтировать.

Интересной была технология строительства пролетных частей моста. Между смонтированными опорами моста устанавливался специальный кран, чем то похожий на рельсоукладчик, который  устанавливал 33х метровые секции пролетных строений на свои места.

Объединить две «разрезанные» мостом части парка Победы должен был подземный переход, ставший первым и на долгие годы единственным подземным переходом в Николаеве.

Не смотря на внешнюю простоту моста, его декоративному украшению уделялось отдельное внимание со стороны партийных органов, так под непосредственным контролем первого секретаря горкома партии Эдуарда Алексеевича Шорина работала группа художников создававшая литые декоративные вставки на перила моста.

Most_Ingul_perila-450x294 Most_Ingul_stupeni-300x225

Пешеходные спуски с моста планировались на каждой стороне с двух берегов, но к моменту окончания строительства, так и небыли завершены. Не закончены они и сейчас. Из запланированных четырех лестниц частично построена только одна со стороны Флотского бульвара, да и у той строители промахнулись с высотой и теперь при спуске на набережную горожанам приходится вначале подниматься на одну ступеньку вверх.

Лестница, имеющая выход на противоположной стороне моста так и осталась не достроенной. А со стороны парка «Победа» продолжают лежать железобетонные ступени для двух винтовых лестниц, предусмотренных там по проекту. Думаю, что они уже никогда так и не будут достроены.

Движение по новому Ингульскому мосту открылось 6 января 1981 года.

Путь по новому мосту был значительно длиннее, чем по старому, а троллейбусная линия планируемая в Соляные так и оставалась планом. Чтобы приучить горожан к новому мосту практически сразу же был разведен «старый» Ингульский мост, который стоял в разведенном положении до своей реконструкции 1990 года.

Троллейбус на мосту

Спустя полтора года, после открытия моста, продолжилась реконструкция Киевского шоссе с учетом пуска по нему троллейбуса. Во второй половине 1982 года НТТУ и НСУ-407 начали укладку электрических кабелей, установку опор для троллейбусной линии, а завод имени 61 коммунара приступил к сооружению тяговой подстанции.

Специальное устройство для соединения троллейбусных проводов на разводной части Ингульского моста

Пуск троллейбуса через Ингульский мост состоялся 31 декабря 1982 года. С этого времени в Николаеве открыли новый 6-й троллейбусный маршрут от парка имени Петровского до предприятия «Облсельхозтехника».

Уникальность новой троллейбусной линии состояла в том, что на Ингульском мосту пришлось соорудить специальные разводные конструкции контактной сети троллейбуса на случай разводки моста. Подобные конструкции в СССР эксплуатировались только на разводных мостах через Неву в Ленинграде.

Троллейбус на разводной части моста

До 1996 года Ингульский мост был мостом с самой большой разводной частью в Европе, а сейчас он уступает меньше 6 метровмосту в Роттердаме.

Происшествия связанные с Ингульским мостом

В середине 80х с Ингульским мостом произошел первый серьезный инцидент.

Вероятно, какое то плавсредство врезалось в пролет, непосредственно граничащий с разводной частью. Что именно произошло автору не известно, но вот последствия были видны всем.

Пролет рядом с разводной частью получил механические повреждения.

К мосту подвезли одну секцию пролетной части. Спустя несколько дней движение по мосту было закрыто на три дня. Транспорт пропускали через мост завода имени 61 коммунара. Одну секцию пролета демонтировали и на ее место установили новую. Восстановили асфальтобетонное покрытие и три дня николаевцы могли наслаждаться пешими прогулками по проезжей части моста.

Поврежденную часть моста просто опустили плавкранами в реку возле набережной, там где раньше был Дикий пляж.

Most_Ingul_Berezina-300x178

Еще один инцидент произошел уже в 90х. Рано утром мост начал самопроизвольно разводиться. Сработал подъемный механизм. Тогда об этом писали в газетах.

После этого на разводной части моста появились бетонные блоки, которые при каждой разводке убирали краном на неподвижную часть.

4 марта 2008 года стало известно об инциденте, имевшем место во время вывода судна из акватории завода им. 61 коммунара.

Испанские заказчики забирали заказ – судно, спущенное на воду еще перед Новым годом. Два буксира провели судно через разведенный пешеходный мост и продолжили движение к Ингульскому мосту, который к тому времени находился в разведенном состоянии. Неожиданно пролет Ингульского моста начал опускаться.

Команды обеих буксиров применили экстренные меры для остановки буксируемого судна. Буксир, идущий сзади сумел отработать «полный назад» – и только благодаря этому удалось избежать столкновения с мостом. Судно пришлось вернуть обратно на завод.

Как рассказал диспетчер, который дежурит на мосту, ЧП произошло из-за проблем с механизмом. Якобы из него вытекло масло, и гидравлика отказала. После того, как прокачали масло и продули механизм, стало возможно вновь развести мост.

 

Новости дня

Читайте еще

Автогражданка и ДГО: как можно сэкономить на страховках?
По статистике Министерстве внутренних дел в Украине, в среднем, каждые три минуты происходит ДТП. Последствия любой аварии - поиски виноватой стороны и дорогостоящий ремонт автомобилей-участников аварии. Чтобы решение подобных дорожных форс-мажоров проходил...
22.09.2021
3601
«Благодаря таким людям мы живем»: жители Николаева выразили признательность промышленнику Дерипаске за медцентр, который спас более тысячи жизней
Николаевские журналисты собрали реальные истории людей, которых вернули к жизни врачи Медицинского центра для лечения внебольничной пневмониеи.Врачи и спасенные ими люди стали настоящими героями украинских СМИ, как и уникальный медцентр Николаева. «За...
07.09.2021
7817
В Николаеве открывается настоящий РОБОПАРК
На огромной территории площадью 1000м2 в ТЦ «МОЙ ДОМ» будут собраны самые современные роботы со всего мира. Вашему вниманию будут представлены саме современные и не обычные роботы со всего мира: Робот- аниматроник в обличии великого Элвиса Пресли, исполнит свои лучшие...
07.09.2021
6001
«Вирус не исчезает, он мутирует» — врач рассказала, как Дерипаска помогает антиковидному госпиталю отразить третью волну пандемии
Николаевский антиковидный госпиталь собирается дать отпор новой армии противников – штаммам «Дельта», «Лямбда» и «британскому». Об этом в интервью журналистам рассказала Людмила Пихтерева, заведующая инфекционным госпиталем при городской больнице №5. Она отметила...
05.08.2021
6806

Новости партнеров

Вверх