Истории Николаева: Броненосец к юбилею

21.04.2017
1557
Истории Николаева: Броненосец к юбилею

Значительно ослабленная на Черном море после Крымской войны 1853-56 годов, Российская империя практически не обладала на Черном море достойными боевыми кораблями, способными конкурировать с ведущими мировыми державами. Даже после денонсирования в 1871 году статей Парижского мира, запрещавших России иметь в своих южных водах военно-морской флот все кораблестроительные программы страны ограничивались исключительно оборонительными целями. Создание нового броненосного флота требовало вливания большого количества капитала.

Довольно отсталая промышленность не могла предоствить ни достаточных финансовых средств, ни надлежащего технического уровня для строительства боевых единиц флота соответсвующих требованиям времени.

На Черном море, в первую очередь, из-за финансовых трудностей, удалось построить только два круглых броненосца береговой обороны конструкции А.А.Попова. И лишь в 1881 году в Санкт-Петербурге была принята программа, определявшая основы морской политики России и кораблестроения на ближайшие 20 лет.

В тот период на южных рубежах страны возникла реальная угроза захвата Великобританией Босфора. Английские войска уже бомбардировали Александрию и оккупировали Египет. "Россия не должна играть на море той же слабой роли, как в последнюю Русско-турецкую войну. Она должна быть готова встретить неприятеля за пределами своих вод у его берегов, будь это на Балтике или на Черном море" – так звучал основной вывод совещания, на котором была принята программа.

В соответствии с ней для Черноморского флота в 1883 году на стапелях Севастополя были заложены броненосцы «Синоп», «Чесма», а в Николаеве, на Адмиралтейской верфи – однотипный с ними «Екатерина II», который был спущен в 1886 году, освободив место под следующий корабль.

Специально для «броненосной» программы в Адмиралтействе, на правом берегу Ингула был сооружен самый крупный в то время в городе эллинг № 7.

Преемник «Екатерины ІІ» заставил подождать себя на стапеле еще какое-то время. Лишь 31 октября 1887 года Морское министерство заключило контракт с Николаевским адмиралтейством на постройку очередного броненосца – четвертого по счету для Черноморского флота. Начать строительство планировалось сразу после подписания контракта, а спуск на воду - к 1 марта 1890 года. Строителем броненосца назначили подпоручика корпуса корабельных инженеров С.К. Ратника

В ноябре 1887 года специально для нового броненосца у эллинга №7 построили новый плаз и из-за перебоев с поставкой металла только в феврале 1888 года произошла закладка на стапеле первых деталей киля корабля.

А в начале 1889 года корабль, получил свое имя - "Двенадцать Апостолов" и был зачислен в списки Первого черноморского экипажа. Название корабль принял от знаменитого парусного 130-пушечного линкора Черноморского флота, также николаевской постройки, который был затоплен в 1855 году в Севастопольской бухте.

В процессе строительства нового броненосца, его проект неоднократно подвергался пересмотру и корректировке. Металл для корабля использовался Брянского завода, а броню доставляли из Англии – она была произведена заводом фирмы "Камель и К°». Котлы изготавливались на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.

Спуск корабля был назначен на 15:00 30 августа 1890 года. Было решено приурочить его к празднованию 100-летнего юбилея Николаева, торжества по случаю которого проходили в городе 29, 30 и 31 августа.

В этот же день утром были проведены различные церковные службы, молебны и литургии, военный парад на главной городской площади и другие события. А в 20:00 состоялся фейерверк и иллюминация на Стрелке.

Однако это спуск броненосца не обошелся без казуса. Обратимся к прессе тех лет. Так описывали его в газете "Одесский Листок" от 3-го (15) сентября 1890 года.

«Спуск на воду броненосца "Двенадцать Апостолов" был назначен на 30 августа, а за несколько дней до того контора Николаевского военного порта начала осаждаться публикой, которой выдавались билеты на вход в адмиралтейство. Портовой конторой было роздано до 8000 билетов на вход и въезд в адмиралтейство.

Настал день, в который назначен был спуск. Около 2 ч. пополудни в адмиралтейство стала съезжаться и сходиться публика со всех концов города. Несметная масса народу, не видя возможности проникнуть в адмиралтейство за неимением входных билетов, усеяла гористый берег Ингула между адмиралтейством и зданием морского госпиталя, откуда все хорошо можно было видеть.

К трем часам дня сюда собрались все начальствующие лица, представители города, приезжие гости. На площади возле берега Ингула был устроен особый павильон, убранный зеленью. В павильоне находилась модель броненосного корабля "Двенадцать Апостолов", на столе были разложены чертежи корабля, а на стене развешены рисунки, изображавшие корабль в различных видах — в профиль, с кормы и с носа. Сюда прибыл почетный караул от 1-го черноморского экипажа и два хора военной музыки.

Его высокопревосходительство г.Управляющий Морским министерством генерал-адъютант Н.М. Чихачев и прочие начальствующие лица посетили корабль и осмотрели его.

Время перевалило за 3 ч., и начались приготовления к спуску корабля. Командир, офицеры и команда заняли на корабле свои места. На корме поместился часовой; на кормовом флагштоке уже развевался военный флаг. По приказанию строителя корабля, лично руководившего всеми приготовительными работами, рабочие стали отбивать подпорки, удерживавшие корабль с салазками на полозьях.

Корпус броненосца Как только застучали молотки, заскрипели подпорки, среди многочисленной публики началась суета; каждый старался встать поудобнее, чтобы лучше видеть, как этот великан ринется со стапеля по наклонной плоскости в воду. Но вот подпорки отбиты, стук молотков утих, и все на мгновение замерли в трепетном ожидании движения корабля!.. Раздалась команда, солдаты взяли ружья "на караул", музыка приготовилась играть. Несколько сот рабочих стали натягивать в разных местах блоки и давать салазкам толчки, чтобы сдвинуть их с места и пустить по обильно смазанным салом полозьям; но салазки не тронулись с места.

Прибавили рабочую силу, но и это не помогло, и пришлось отложить спуск корабля. Причиной первой неудачи спуска, как затем выяснилось, было то, что сало, которым за несколько дней до спуска полозья были смазаны, успело за это время затвердеть, что и удерживало салазки. Эта причина была, разумеется, скоро устранена, и 1 сентября в 10 ч. 30 мин. утра корабль был вполне удачно спущен на воду. В этот день, несмотря на то что он не был праздничный, с самого утра вереницы экипажей с публикой потянулась к адмиралтейству. В начале 10 ч. утра прибыли: г.Управляющий Морским министерством генерал-адъютант адмирал Н.М.Чихачев, член Государственного совета вице-адмирал А.А.Пещуров, начальник Черноморской практической эскадры генерал-адмирал O.K.Кремер, и. д. николаевского военного губернатора Р.А.Гренквист, начальник штаба флота и портов вице-адмирал С.П. Тыртов и другие адмиралы, а также много морских офицеров.

Опять застучали молотки, заскрипели подпорки; рабочие, которых было свыше 1000 человек, разместились по своим местам у блоков, держа на руках канаты, чтобы при первом сигнале судостроителя г.Ратника повернуть упорки и дать толчок кораблю. Командир корабля капитан 1 ранга Григораш, все офицеры и матросы заняли на корабле свои места, все приготовились к наступлению торжественной минуты спуска!..

И вот раздалось громкое "ура", и дружным усилием сотен рабочих гигантский корабль был сдвинут с места и сначала тихо, а потом быстрее и быстрее стал скользить по наклонной плоскости, выдвигая вперед своей кормой и гигантскими двумя винтами громадную волну воды!..

В воздухе раздавалось долго несмолкаемое "ура"! Музыка играла народный гимн "Боже Царя Храни". Корабль сошел на воду спокойно, плавно, имея на корме военный флаг, на одной небольшой мачте адмиралтейский флаг, на другой императорский штандарт, на третьей адмиральский флаг.

Броненосец Долго ликовала публика на берегу, долго любовалась она кораблем, остановившимся посредине реки и занимавшим почти всю ее ширину. По случаю спуска корабля все военные суда, стоявшие на рейде, были разукрашены флагами и приветствовали своего нового товарища пушечными салютами.

Да! Этот день долго останется памятным николаевцам, имевшим всегда счастье быть свидетелями нарождения новых судов доблестного Черноморского флота.

Участники постройки корабля подарили на корабль дорогую икону "Собор святых апостолов", приобретенную в Москве и на днях доставленную в Николаев. Икона обошлась в 750 р. и принесена в подарок кораблю, в лице его команды. Икона серебряная, довольно больших размеров, с киотом из кипарисового дерева и имеет около 3 аршин в вышину. Внизу сделана надпись славянским письмом: "от мастеровых и участников строения броненосного корабля "Двенадцать Апостолов", экипажу его — братское благословение".

Корабль сейчас представляет собой один только корпус без машины, без мачт, без какого бы то ни было такелажа и вооружения. Все это будет уже сделано на воде. Конструкция корабля та же самая, что и конструкция прежде построенных черноморских броненосных кораблей, но как действие огнестрельных орудий, так и приспособления для подачи к ним зарядов значительно упрощены, благодаря применению к этому делу гидравлических аппаратов системы Креля, изготовленных на заводах в Петербурге.

По числу команды корабль представляет собой средней величины деревушку в 501 человек!... Кроме командира капитана 1 ранга П.М. Григораша, на корабль намечено: 30 офицеров и 470 чел. команды матросов и кочегаров. Корабль имеет наибольшую длину, с тараном, 342 фута, а между перпендикулярами — 320 футов, углубление, с деревянным килем — 25 футов 8 дм., водоизмещение 8418 тонн. Корабль по типу принадлежит к барбетным башенным броненосцам. Он будет иметь две башни на вращающихся платформах с шарообразной верхушкой.

Броненосец Машина корабля, при форсированной тяге, сможет развивать 11500 сил, причем ход корабля будет 17,3 узла. Угольные ящики могут вмещать в себя запас угля на полный трехдневный ход. К постройке корабля приступлено было 24 февраля 1888 года в Николаевском адмиралтействе казенными средствами. Строитель корабельного корпуса корабельных инженеров — младший судостро­итель С.К. Ратник.

До спуска корабля на воду поставлено на место в окончательно отделанном виде: листовой стали и угловой Брянского завода для постройки корпуса — 148686 пудов; заклепок, болтов и винтов — 15633 пуда, поковок в дейдвудные кольца, фланцы, киллерсы, поручники и стойки и шлюпбалки — 2054 пуда, литой стали на штевни, руль и кронштейны — 3053 пуда, чугуна на козлы, кнехты и прочее — 1165 пудов, меди на разные клапаны — 134 пудов, лиственницы на наружную обшивку бортов и траверзов под броневые плиты — 11400 пудов, тикового дерева на деревянный киль, подушки, ватервейсы и местные настилки — 2334 пудов, сосны на палубную настилку, внутреннюю обшивку бортов, щиты в каютах и прочее — 2 872 пудов, дуба на фальшкиль, пороги, подушки и прочее — 528 пудов, магистральных водоотливных труб с принадлежностями — 623 пудов, шпилей и брашпилей с паровой машиной — 2084 пудов, траверзных броневых плит нижнего каземата и пояса по ватерлинии 10523 пуда, принадлежностей судового механизма (валов, винтов и кингстонов) — 4470 пуда, цепных канатов и якорей Мартина — 3671 пуд.

Вся сталь для корпуса была поставлена Брянским обществом механических заводов. Судовые механизмы с паровыми котлами строятся на Балтийском заводе в Петербурге. Корабль будет иметь 10 паровых котлов, из коих 2 запасных. Он имеет два четырехлопастных винта из желтой меди. Башенные установки для 12-ти дюймовых орудий с механизмами изготовляются в Петербурге Металлическим заводом. Сталежелезные броневые плиты изготовлены заводом Каммеля в Шеффильде (в Англии), минные спусковые аппараты — заводом Беллино-Фендерих в Одессе, канаты и якоря на Ижорских Адмиралтейских заводах в с.Колпине. Остальные все принадлежности вооружения и снабжения корабля, кроме орудий, рулевых и якорных механизмов, изготовлены средствами Николаевского Адмиралтейства.

Броненосец Корабль будет иметь две трубы и две стальные трубчатые мачты с электрическим освещением. Вооружение, т. е. артиллерия, будет иметь следующее: в двух башнях будут помещаться четыре 12-дюймовых дальнобойных орудия весом 3470 пудов каждое; четыре 6-ти дюймовых орудия будут помещаться в бронированном каземате. Кроме того, скорострельных одноствольных орудий в закрытых батареях — 12, скорострельных митральез Готчкисса на мостике и на боевом марсе (на передней мачте) — 7, 2,5-дюймовых орудий Барановского на мостике — 2. Минных подводных аппаратов — 6. Гребных су­дов на корабле будет: 8 весельных и четыре паро­вых, из коих 2 рабочих и 2 минных.

Поясная броня корабля "Двенадцать Апостолов" толщиной в 12 и 14 дюймов по ватерлинии прикрывает 2/3 длины всего судна. Вне поясной брони оконечности защищены подводной 21/2-дюйм. броневой палубой на глубине 4 футов от ватерлинии и броневыми подводными траверзами. Нижний каземат, охватывающий основание башен, машинные и котельные люки, бронирован по борту 12-дюймовыми, а по траверзам — 10 и 9-дюймовыми плитами. Верхний каземат с 5-дюймовой броней прикрывает батарею из 4 дальнобойных 6-дюймовых орудий и котельные люки в батарейной палубе. Башни, стоящие на батарейной палубе, бронированы 12-дюймовыми гнутыми плитами и прикрыты вращающимися броневыми куполами.

До спуска на воду, судя по количеству употребленного материала на постройку корабля, этот гигант должен весить около 220000 пудов. Стоимость его теперь, при спуске, определяется в 1658000 руб. Полная осадка корабля в воде, при полном его вооружении, как сказано выше, 25 футов 8 дм. Но когда корабль сошел со стапеля, то погрузился в воду всего лишь: кормой на 16, а носом на 12 футов, так что весь почти был на поверхности воды. Таков корабль "Двенадцать Апостолов" — внук первого выстроенного в николаевском адмиралтействе 100 лет назад корабля "Св. Николай", дедушки Черноморского флота.»

Броненосец После спуска на Николаевском адмиралтействе была произведена достройка корабля - установлены паровые машины, механизмы, якорные и рулевые устройства, броня, шлюпбалки и плавсредства, барбетная установка.

Она заняла около года. И на осень 1891 года был запланирован переход корабля в Севастополь, однако он не состоялся из-за низкого уровня воды в реке Ингул.

14 апреля 1892 года "Двенадцать Апостолов" вышел из акватории Николаевского Адмиралтейства, после чего направился сперва в Одессу, а затем в Севастополь. Там он был окончательно достроен, вооружен и стал одной из основных и мощных боевых единиц Черноморского флота.

Новости дня

Читайте еще

Автогражданка и ДГО: как можно сэкономить на страховках?
По статистике Министерстве внутренних дел в Украине, в среднем, каждые три минуты происходит ДТП. Последствия любой аварии - поиски виноватой стороны и дорогостоящий ремонт автомобилей-участников аварии. Чтобы решение подобных дорожных форс-мажоров проходил...
22.09.2021
3599
«Благодаря таким людям мы живем»: жители Николаева выразили признательность промышленнику Дерипаске за медцентр, который спас более тысячи жизней
Николаевские журналисты собрали реальные истории людей, которых вернули к жизни врачи Медицинского центра для лечения внебольничной пневмониеи.Врачи и спасенные ими люди стали настоящими героями украинских СМИ, как и уникальный медцентр Николаева. «За...
07.09.2021
7812
В Николаеве открывается настоящий РОБОПАРК
На огромной территории площадью 1000м2 в ТЦ «МОЙ ДОМ» будут собраны самые современные роботы со всего мира. Вашему вниманию будут представлены саме современные и не обычные роботы со всего мира: Робот- аниматроник в обличии великого Элвиса Пресли, исполнит свои лучшие...
07.09.2021
5996
«Вирус не исчезает, он мутирует» — врач рассказала, как Дерипаска помогает антиковидному госпиталю отразить третью волну пандемии
Николаевский антиковидный госпиталь собирается дать отпор новой армии противников – штаммам «Дельта», «Лямбда» и «британскому». Об этом в интервью журналистам рассказала Людмила Пихтерева, заведующая инфекционным госпиталем при городской больнице №5. Она отметила...
05.08.2021
6804

Новости партнеров

Вверх