Исторический Николаев: из руин возрожденный

24.01.2017
2341
Исторический Николаев: из руин возрожденный

26 марта 1944 года — эта дата кровью выведена на стенах Николаева его освободителями. В этот день на территории Николаевского морского порта был высажен десант. Двое суток длился яростный бой. 28 марта Николаев освобожден от гитлеровцев.

Отступая под ударами наших войск, оккупанты стремились стереть город с лица земли. В руинах лежали судостроительные заводы, электростанция, морской порт, вокзал, три хлебозавода, магазины, 7 школ, 3 театра, музей, больница, гостиницы, 317 лучших жилых домов; убыток составлял 2,5 миллиарда рублей. Население Николаева сократилось более чем в три раза и составило 65 тысяч жителей.

Сразу же после освобождения города начались работы по его восстановлению. Уже вскоре построили аэродром, пешеходный мост через Ингул, возобновила деятельность железнодорожная станция.

21 апреля 1944 года Государственный Комитет Обороны принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению Николаевских судостроительных заводов». И в начале 1945 года стал давать продукцию Черноморский судостроительный завод — флагман отечественного кораблестроения.

Всего за 30 дней был очищен от завалов и начал работать морской порт. Меньше чем за год капитально отремонтировано 53 тысячи квадратных метров жилой площади. Уже в декабре 1946 года промышленность Николаева достигла довоенного уровня производства. Город возрождался.

В декабре 1945 года в связи с завершением работ по созданию генерального плана (авторы — архитекторы В. К. Лихолетов, А. В. Барабаш, Я. П. Табачник, инж. М. Я. Фишкина и др.). Николаевским областным комитетом партии и Областным исполнительным комитетом было принято постановление «О проекте реконструкции и планировки города Николаева». За основу принималось положения, по которому в 1950 году в Николаеве должно было проживать 260 тысяч человек, а через 15-20 лет — 400 тысяч. При этом предлагался территориальный рост городских территорий в сторону Водопоя, а также (что очень важно для дальнейшего формирования инфраструктуры Николаева) включение з черту города правого берега Южного Буга — Варваровки, Большой и Малой Коренихи и т. д.

Но все же основной целью этого проекта было не столько решение каких-либо задач по реорганизации территории всего города, сколько стремление функционально упорядочить его центральную часть. Центр мыслился в виде ансамбля, объединяющего две площади — Советскую (ныне имени В. И. Левина) и, как и в генеральном плане конца 30-х годов, новую площадь на пересечении Херсонской (ныне проспект Ленина) и Советской улиц. В районе Московской улицы предлагалось организовать театральную площадь и застроить ее зданиями городского театра, кинотеатра, Дома работников искусств и комфортабельной театральной гостиницы.

Несмотря на целый ряд интересных положений, впоследствии получивших свою реализацию, этот генеральный план, пожалуй, не оставил заметного следа в архитектурном облике Николаева. Оторванность проекта от насущных нужд города, излишняя «изобразительность» не позволяли использовать его в качестве модели будущего Николаева.

Именно поэтому уже в конце 1940-х годов Гипроградом была разработана генеральная схема застройки Николаева (архитекторы А. А. Сидоренко, А. В. Барабаш, М. Д. Гольштин, инженеры А. М. Головина и другие), уточняющая ряд положений предыдущего проекта. Важнейшими магистралями города, согласно этой схеме, должны были стать проспект Ленина и дорога на село Жовтневое (ныне Корабельный район). Само положение Советской улицы обусловило ее функцию как центральной. Между ней и улицей К. Либкнехта предусматривалась организация системы пространственных узлов, состоящей из трех последовательно раскрывающихся площадей. Намечался также выход городских территорий на правый берег Ингула. Здесь должны были разместиться городской Парк культуры и отдыха и Областная сельскохозяйственная выставка.

Существенными моментами в этой схеме было бережное отношение к планировке старого города, возникшей на рубеже XVIII и XIX веков, а также зонирование территорий по допустимой этажности.

В проекте значительное место занимали вопросы рационального размещения промышленных предприятий. В связи с чересполосным расположением промышленных площадок, предлагалось вынести мелкие и разрозненные производственные территории в единую для всего города промышленную зону. Она планировалась в восточной части города в непосредственной близости от железной дороги.

Несколько позднее был представлен на рассмотрение первый в истории города детальный проект реконструкции центральной части Николаева, созданный на основе генеральной схемы, а в 1956 году Гипроградом составлен проект зеленой зоны.

Роль этих проектных документов трудно переоценить. Именно благодаря им в 1953-1954 годах через кварталы, застроенные ветхими индивидуальными домами, был проложен проспект Ленина (от улицы Фрунзе до улицы Котовского), намечено место для строительства стадиона «Судостроитель», упорядочена линия застройки. Была вынесена Базарная площадь, местоположение которой на проспекте Ленина между улицами Советской и Декабристов не позволяло застраивать проспект как важнейшую композиционную ось Николаева. Рынок перенесли на новый участок.
В те же годы трамвайная линия, проходившая ранее по проспекту и Советской улице, проложена по Плехановской улице и улице Декабристов.

Застройка проспекта, как одной из важнейших вылетных магистралей в направлении Херсона, потребовала частичного сноса старого кладбища и создания большого транспортного узла в начале Октябрьского проспекта.

Все эти реконструктивные мероприятия проводились согласно проекту детальной планировки и застройки проспекта Ленина, выполненному архитектором В. И. Добровольской и инженером Н. С. Чернолихом.

Итак, к середине 50-х годов в Николаеве постепенно складываются две взаимоперпендикулярные оси, вдоль которых концентрируются важнейшие культурно-просветительные и торговые здания общегородского значения. Но городу был остро необходим общественно-политический центр. Место для создания главной площади Николаева выбрал с учетом исторических традиций и топографии местности на возвышенном левом берегу Ингула невдалеке от его впадения в Южный Буг. Площадь имени В. И. Ленина (в те годы Советская), обращенная главным фасадом к водному зеркалу, должна была стать своеобразной визитной карточкой Николаева представляющей город с севера.

Архитектурно-художественный замысел центральной площади (автор — архитектор А. В. Барабаш), к сожалению, не был реализован до конца однако важнейшие идеи — создания выразительного силуэта города, раскрытие его в сторону акватории, активное включение природы в архитектуру — остались неизменными.

По первоначальному замыслу площадь завершала улицу Советскую с севера и занимала территорию, равную двум гектарам.

Центром объемно-пространственной композиции площади должен был стать Дом Советов (архитектор Д. М. Баталов). Ориентация на Ингул продиктовала решение сооружения с остро выраженным силуэтом. Оно было задумано строго симметричным, центральная ось подчеркивалась башенным объемом с эффектным шпилем. Ступенчатость от центра к периферии здания позволяла гармонично вписать его в масштаб существующей застройки.

Главный фасад, обращенный к площади, решался в виде мощного портика, образованного двенадцатью трехчетвертными колоннами коринфского ордера. Его монументальность подчеркивалась не только лаконичными формами, но и наличием значительного свободного пространства перед сооружением. По центральной оси Дома Советов, ближе к кромке берега, предполагалось возвести монумент В. И. Ленину.

Южный фасад, обращенный к занимающему целый квартал скверу, с двумя выступающими боковыми крыльями и небольшим по размерам портиком решен более интимно.

Интересно, что визуально поддерживать массу Дома Советов должен был объем Дворца судостроителей, место для строительства которого выбрано с противоположной стороны Советской улицы. Стремление замкнуть перспективу улицы предопределило объемно-пространственное решение Дворца аналогичное Дому Советов — с высотной частью, украшенной шпилем.

Таковы основные градостроительные идеи формирования центра Николаева в первое послевоенное десятилетие.

В 1954 году строительством здания Областного комитета Компартии Украины (авторы — архитекторы К. С. Косенко, М. М. Бабаян, инженеры Г. И. Порецкий, А. А. Добролюбов) было положено начало формированию ансамбля площади имени В. И. Ленина. Здание замыкает площадь с западной стороны и становится важнейшей композиционной и смысловой доминантой центральной площади города.

Архитекторы избрали симметричную, уравновешенную композицию. Центральная ось, совмещенная с входом, выделена шестиколонным портиком стилизованного коринфского ордера, вынесенного на уровень третьего этажа и красиво прорисованным шпилем. Главный фасад с обеих сторон фланкируют ризалиты, оформленные четырехколонными портиками. Ритм пилястр оживляет плоские стены главного фасада. Монументальность здания подчеркнута массивной цокольной частью высотой в два этажа. Мощный карниз уравновешен тонким рисунком балюстрады, устремленным вверх фронтоном и как бы растворяющимся в небе шпилем. Продумано и цветовое решение фасада. Цоколь облицован розовым гранитом, а стены верхних трех этажей — белым инкерманским камнем, создающим впечатление легкости и изящества.

Другим сооружением, формирующим силуэт города со стороны правого берега Ингула, стало административное здание Николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара. Градостроительная роль его велика — оно замыкает широкую и хорошо озелененную Садовую улицу и служит композиционным центром площади, сформировавшейся на ее пересечении с Адмиральской улицей. Окруженное значительными архитектурными памятниками здание заводоуправления, удачно вписавшись в исторически сложившийся ансамбль, ориентирует его на Садовую улицу. Этому способствует объемно-пространственная композиция сооружения, построенная на акцентировке его главной оси башней со шпилем. Хочется заметить, что башенный объем выглядит несколько тяжеловесно относительно незначительной по протяженности массы главного фасада.

Важную роль в формировании облика Николаева сыграл жилой дом, построенный на углу площади имени В. И. Ленина и Советской улицы. Объемно-пространственная композиция сооружения строится на сочетании трех объемов — точечного 5-этажного, расположенного в центре, и двух 4-этажных протяженных крыльев, несколько выступающих вперед. Несмотря на то, что центральный объем решен с помощью других художественных средств, весь дом выглядит цельным образованием. Это достигается за счет единого образного решения массивного цокольного этажа, который придает зданию устойчивый вид.

На контрасте легкими и воздушными смотрятся верхние этажи. Весьма богато пластическое решение фасадов: ритм пилястр и полукруглых балконов перебивается усложненными формами центрального объема (тут и трапециевидные балконы, оформленные аркадой и колоннами коринфского ордера, и изящные аттики), чтобы затем продолжиться на следующем крыле. Нужно отметить, что такого рода трехчастотная композиция с более высокой центральной массой весьма характерна для архитектуры жилых домов Николаева этого периода.

В эти же годы интенсивно застраивается жилыми домами Советская улица. Главной идеей архитекторов стало создание парадной магистрали, человечной по масштабному решению и рассчитанной на восприятие неторопливо движущегося пешехода. Сама планировочная схема центра, при которой улица ритмично членится пересекающими ее перпендикулярными направлениями, предопределила масштаб застройки. В основном это 4-5-этажные дома, занимающие по фронту Советской улицы целый квартал. Ритмический строй подчеркивается рефреном повторяющимися курдонерами, аркадами, колоннадами. Практически на всем протяжении улицы первый этаж домов отведен под культурно-бытовое обслуживание и выделен карнизом, повторяющим контуры здания.

Легкость, чистота, мажорность линий и форм застройки, ее мягкое колористическое решение, разнообразие пластических средств, предельная насыщенность предприятиями торговли и досуга, обилие зеленых насаждений превращает Советскую улицу в настоящий форум, привлекающий к себе массы людей. Недаром впоследствии эта улица была превращена в пешеходную.

Застраивается и часть Советской улицы с противоположной стороны проспекта Ленина. В 1958 году по проекту архитектора В. П. Скуратовского возводится 5-этажное здание гостиницы «Украина». Солидные и спокойные архитектурные формы сооружения подчеркивают градостроительную роль этого важного пространственного узла.

Центральная повышенная часть здания призматической формы, рассложенная на углу магистралей, контрастирует с двумя протяженными крыльями. Первых два этажа гостиницы облицованы розовым гранитом, обработанным под руст, остальные отделаны высококачественной цветной штукатуркой. Интересно, как преобразуются архитектурные мотивы решения фасада по мере движения вдоль боковых крыльев. Ритм пилястр сменяется декоративными рельефами, фланкирующими крылья, а те, в свою очередь, уступают место мощному аккорду двух трехчетвертных колонн, размещенных по граням призмы центрального объема. Сильно вынесенный карниз объединяет все эти разнохарактерные части в единое целое.

К сожалению, жилой дом на противоположной стороне Советской улицы по своему архитектурному решению значительно проигрывает зданию гостиницы.
Ансамбль Советской улицы в ее южной части был завершен в 60-е годы.

Разумеется, на Советской улице нельзя было разместить все необходимые для полноценного функционирования общегородского центра сооружения. Поэтому не удивительно, что происходит диффузия этих функций на прилегающие территории. Строится ряд жилых и общественных зданий, композиционно и масштабно близких застройке центральной улицы. Такого рода аморфность центра как бы намечала тенденции его дальнейшего роста.

Важное место в этом процессе сыграло возведение на улице Московской, 9 в 1958-1961 годах на основе недостроенного театра Лебедева крупного культурно-просветительного комплекса, состоящего из широкоформатного кинотеатра «Родина» на 1200 мест и областной библиотеки имени А. Гмырева (авторы проекта: архитекторы В. И. Добровольская, Н. Н. Коган, инженеры А. А. Добролюбов, В. П. Колесниченко, И. Л. Бахацкий, П. П. Сидоренко, Л. И. Христич).

Само расположение в квартале, примыкающем к Советской улице, и наличие связи с ней через внутриквартальное пространство, выделенное аркой на фасаде главной улицы Николаева, позволяет рассматривать это здание в контексте ансамбля Советской улицы. Такой трактовке способствует монументальный облик сооружения. Четкая симметричная композиция фасада подчеркнута мощным ризалитом, оформленным в виде четырехколонного портика с массивным треугольным фронтоном.

В середине 50-х годов складывается застройка привокзальной площади. Композиционным центром ансамбля является железнодорожный вокзал. Простая и целесообразная планировочная схема сооружения раскрывается не только в симметричном решении, но и в полной идентичности главного и перронного фасадов. Центральный объем, в котором находится кассовый вестибюль, несколько выделен по высоте по сравнению с боковыми крыльями; вход в него фиксируется изящной полуциркульной аркой. Протяженные крылья (здесь размещены залы ожидания и технические службы) также оформлены арками, но более вытянутых пропорций. Над вынесенным несколько вперед карнизом устроен парапет, перебиваемый в центре крыльев фронтонами.

В течение 1956-1958 годов с противоположной стороны привокзальной площади по проекту архитектора В. П. Скуратовского сооружается 5-этажный жилой дом. Его представительный облик «открывает» город для прибывших железной дорогой в Николаев пассажиров. Центральная ось, совпадающая с главным входом в здание вокзала, подчеркнута выполненным в виде арки подъездом и пологим треугольным фронтоном. Пластически богатое решение фасадов, созданное за счет ритмически чередующихся эркеров и балконов, тонко прорисованных пилястр и ниш над оконными проемами пятого этажа, гармонично увязывается с архитектурным решением вокзального здания. Первый этаж, выделенный цветом, отдан торговым учреждениям, что позволило в значительной мере решить функциональные проблемы привокзальной площади. Архитектор много внимания уделил решению самих квартир — тщательно продуманная планировка позволяет говорить о здании как об одном из лучших примеров жилищной архитектуры в Николаеве.

Здание железнодорожного вокзала. Середина 1950-х гг.
Большое количество сооружений в эти годы создается по типовым проектам. В этом отношении интересен опыт возведения Дома культуры строителей на Спасском спуске (привязка инженера В. Я. Станишевского). Само расположение этого сооружения на некотором возвышении эффектно подчеркнуто не только его внешним обликом, но и благоустройством прилегающих территорий. Дворец доминирует над окружающим пространством. Широкая лестница ведет к просторной рекреации перед зданием. Ощущение торжественности создается за счет монументального восьмиколонного портика, приподнятого на высокий цоколь.

Характеризуя застройку Николаева в годы первых послевоенных пятилеток, нужно отметить, что это было время, когда пафос Победы над немецкие фашизмом требовал создания монументальных архитектурных сооружений, когда городские площади рождались в первую очередь для парадов и манифестаций, когда героизм советского народа должен был отразиться в архитектурных образах.

Именно отсюда — понимание значения архитектуры как мощного идеологического оружия, именно отсюда — насыщенность, а иногда и перенасыщенность архитектурного языка.

Это было время, когда начали реализоваться крупные градостроительные замыслы, и важнейший из них — постепенное создание системы пространственных узлов и осей центра города. Этому способствовало то, что зодчие, работавшие в этот период, обладали высокой культурой градостроения.

Кроме стремления к ансамблевости застройки, ими двигало желание найти образ будущей постройки исходя из конкретного градостроительного контекста. Сложившийся облик городской среды как бы направлял проектировщиков в их поисках. Новое рождалось из старого, не отрицая, а дополняя его.

22232425262728

Новости дня

Читайте еще

Автогражданка и ДГО: как можно сэкономить на страховках?
По статистике Министерстве внутренних дел в Украине, в среднем, каждые три минуты происходит ДТП. Последствия любой аварии - поиски виноватой стороны и дорогостоящий ремонт автомобилей-участников аварии. Чтобы решение подобных дорожных форс-мажоров проходил...
22.09.2021
3599
«Благодаря таким людям мы живем»: жители Николаева выразили признательность промышленнику Дерипаске за медцентр, который спас более тысячи жизней
Николаевские журналисты собрали реальные истории людей, которых вернули к жизни врачи Медицинского центра для лечения внебольничной пневмониеи.Врачи и спасенные ими люди стали настоящими героями украинских СМИ, как и уникальный медцентр Николаева. «За...
07.09.2021
7816
В Николаеве открывается настоящий РОБОПАРК
На огромной территории площадью 1000м2 в ТЦ «МОЙ ДОМ» будут собраны самые современные роботы со всего мира. Вашему вниманию будут представлены саме современные и не обычные роботы со всего мира: Робот- аниматроник в обличии великого Элвиса Пресли, исполнит свои лучшие...
07.09.2021
5998
«Вирус не исчезает, он мутирует» — врач рассказала, как Дерипаска помогает антиковидному госпиталю отразить третью волну пандемии
Николаевский антиковидный госпиталь собирается дать отпор новой армии противников – штаммам «Дельта», «Лямбда» и «британскому». Об этом в интервью журналистам рассказала Людмила Пихтерева, заведующая инфекционным госпиталем при городской больнице №5. Она отметила...
05.08.2021
6805

Новости партнеров

Вверх